CNews: Телеком B2B
Статья

Николай Ильин: Система СЦ становится реальным инструментом госуправления

Цифровизация Информационное общество Телеком B2B Инфраструктура Внедрения

Жаркое лето 1986 года, Чернобыль. Идет работа правительственной комиссии, ситуация требует оперативных и согласованных действий множества ведомств. Именно тогда появилась мысль о создании центров поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях. Сегодня, через 25 лет, CNews взял интервью у "отца" этой идеи, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, Николая Ильина.

Евгений Овчаров: Сегодня ситуационные центры находятся на новом витке своего развития

Материал прокомментировал Евгений Овчаров, заместитель генерального директора компании "Прогноз"

Основными инструментами для обеспечения поддержки принятия управленческих решений являются средства мониторинга, анализа и прогнозирования, позволяющие осуществлять оперативный мониторинг и анализ обстановки, формировать многовариантные прогнозные оценки развития ситуации с учетом принимаемых решений и других сценарных условий. Поэтому именно системы такого класса составляют основу ситуационных центров.


Евгений Овчаров: Важной задачей при принятии управленческих решений является оценка последствий и прогноз развития ситуации в будущем

Информационная основа ситуационного центра - хранилище данных, в котором накапливается разнообразная информация, поступающая из различных источников. Это могут быть как структурированные данные по показателям социально-экономического развития страны или регионов, данные отраслевой статистики, так и текстовая информация из СМИ, материалы в медиа-формате. Важное значение для принятия обоснованных управленческих решений имеет качество информации. Поэтому при построении ситуационного центра особое внимание уделяется информационному обеспечению центра, выбору источников информации, средствам верификации, очистки и валидации данных. Только после прохождения многоуровневого контроля с помощью специализированных средств и методик информация может быть использована при принятии управленческих решений.

Необходимым рабочим инструментом пользователей ситуационного центра являются средства мониторинга и анализа информации. Они позволяют отслеживать интересующие процессы в режиме реального времени, готовить необходимые справочные материалы, осуществлять оперативный мониторинг ситуации. Аналитические инструменты ситуационного центра дают возможность проводить исследование ситуации, анализировать причины, повлиявшие на развитие ситуации, и оценивать влияние каждого фактора. Для удобного восприятия информации применяются средства графического представления информации: графики, диаграммы, цветовые индикаторы, инструменты отображения в трехмерном пространстве и электронные карты территорий.

Важной задачей при принятии управленческих решений является оценка последствий и прогноз развития ситуации в будущем. Для этого используются инструменты моделирования и прогнозирования. С помощью такого инструментария эксперты ситуационного центра разрабатывают математические модели исследуемых процессов. Обычно в ситуационных центрах используются комплексы сложных многофакторных моделей, с помощью которых специалисты могут прогнозировать развитие ситуации и получать оценки возможных последствий принимаемых управленческих решений. Возможность решения таких задач делает ситуационный центр жизненно важным и эффективным элементом государственного управления.

Формат работы современного руководителя предполагает оперативное принятие решений вне зависимости от его текущего местоположения. Поэтому все более актуальными становятся мобильные средства поддержки принятия решений. Такие «мобильные офисы» содержат наиболее востребованную информацию, обеспечивают удобный поиск и навигацию по аналитическим материалам. При этом не обязательно иметь доступ к серверам ситуационного центра – данные могут храниться локально на устройстве. Вместе с возможностью оффлайн-доступа к информации пользователям предоставляются базовые инструменты для мониторинга и анализа ситуации, что делает такие решения весьма эффективными и востребованными, особенно в случае территориальной удаленности от ситуационного центра.

Сегодня ситуационные центры находятся на новом витке своего развития. В ближайшее время роль ситуационного центра как инструмента поддержки принятия решений и обеспечения деятельности руководителя будет только повышаться.