CNews: Телеком B2B
Статья

Николай Ильин: Система СЦ становится реальным инструментом госуправления

Цифровизация Информационное общество Телеком B2B Инфраструктура Внедрения

Жаркое лето 1986 года, Чернобыль. Идет работа правительственной комиссии, ситуация требует оперативных и согласованных действий множества ведомств. Именно тогда появилась мысль о создании центров поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях. Сегодня, через 25 лет, CNews взял интервью у "отца" этой идеи, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, Николая Ильина.

Затем – всевозможные независимые источники и информационные агентства, которые размещают свои данные в интернете и СМИ.

Мы говорим про доступность информационных ресурсов для СЦ, про разные типы данных. Это не только цифровые форматы – это текст, мультимедиа, аудио, картографические сведения — любой тип информации должен иметь возможность быть представленным в СЦ.

CNews: Скажите, а распознавание речи еще не вышло на промышленный уровень?

Николай Ильин: Отдельные эксперименты проводятся, но промышленно распознавание речи мы пока не используем.

CNews: Сейчас идет много видеопотоков. Как они обрабатываются?

Николай Ильин: Да, видеопотоки из новостных лент, из основных наших каналов заносятся в базу данных. И сейчас нет никаких проблем с обработкой этих материалов.


Николай Ильин: Сейчас в год реально вводится в эксплуатацию по 10 ситуационных центров по федеральным и региональным органам власти

Для аналитиков интересна подборка данных о том, как различные должностные лица высказываются по поводу одной и той же проблемы. Формируется такой видеоряд и часто так бывает, что у всех разное мнение по поводу одного и того же события. Это интересует нашего пользователя.

CNews: Вы говорили об инструментально-моделирующих средствах...

Николай Ильин: Да, затем идут инструментально-моделирующие средства. Я их делю на три крупные категории. Это информационные, OLAP-технологии, витрины данных и электронный документооборот, которые обеспечивают формирование множества баз данных.

Затем интеллектуальные, которые дают новые знания. Это обработка текстов, различные текстологические модели, модели предметных областей, имитационные и когнитивные модели, data mining, технологии мозгового штурма, экспертные системы, нейросистемы.

Отдельно я хотел бы поговорить по поводу моделей. Их не купишь ни за доллары, ни за евро, ни за какие деньги. Они связаны с функциональностью систем управления. Оттуда возникают предметно-ориентированные модели на стыке экономики, социологии, политологии, обработки и извлечения знаний.

И, наконец, интерфейсные инструменты, которые позволяют визуализировать и представить информацию в некотором понятном, образном виде.

CNews: Средства визуализации - это очень важный компонент СЦ. Визуальный образ, картинку, человек воспринимает целостно, одним взглядом. Возможно ли при этом искажение восприятия информации?

Николай Ильин: Не должно быть. Да, картинку мы воспринимаем в целом. Смотрим главные, основные направления. Если надо, мы по этой картинке можем опуститься до любого уровня, до любого человека, поликлиники, больницы, предприятия, до любого муниципального образования и посмотреть, что там вообще делается. Это такое многослойное изображение. Но главное — это образное, а не текстовое представление информации. При этом будет задействовано правое полушарие, которое работает с образами, которое в миллионы раз более эффективно.

CNews: В ситуационных центрах уже используется 3D-технология?

Николай Ильин: Ну конечно, мы используем все передовые достижения. Мы подходим к использованию 3D, пока это на стадии опытной отработки. Было уже обсуждение бюджета субъекта и в целом страны в 3D.

CNews: Какие еще способы представления информации применяются?

Николай Ильин: Мы очень хорошо работаем с семантическими картами. Блестяще работаем. Они строятся по материалам СМИ, откуда извлекается информация о взаимодействии физических и юридических лиц. Объекты размещаются на карте, показывается сила взаимодействия между ними и цепочки этого взаимодействия.

CNews: А дальше? Как перейти от сбора и анализа информации к выработке и принятию решений?

Николай Ильин: Тут появляется еще один слой — экспертно-аналитической работы. Система не может заменить интеллект человека. Поэтому необходимо привлечение широких кругов аналитиков, которые будут просеивать те решения, которые вырабатываются с помощью моделей, методов, алгоритмов на предмет их реализуемости, на предмет оценки рисков реализации тех или иных решений в области государственного управления, а также обоснованием и принятием в результате самых профессиональных, эффективных, полезных вариантов.

В системе СЦ работают эксперты, которые формируют и оценивают различные версии решений. Нам нужно привлечь специалистов всех уровней. Первый уровень - федеральный. Затем – эксперты бизнес-сообщества. На уровне федерального округа также создается аналитическая команда, которая готова принимать участие в экспертизе тех управленческих решений, которые готовятся в системе СЦ.

Предположим, поступает поручение президента. Оно передается всем сетям в виде запроса экспертам, эксперты их обрабатывают и возвращают предложения, свое мнение по тем или иным проблемам. Затем все это обсуждается, обрабатывается в ситуационном центре, чтобы извлечь из множества различных мнений те тенденции, те прогнозы, те причинно-следственные связи, которые являются значимыми. Именно такое консолидированное мнение представляется президенту.

CNews: СЦ - это не автоматический комплекс. Это еще и люди, которые там работают. Кто они и как их готовят?

Николай Ильин: Конечно. Это сценаристы, которые отрабатывают технологию принятия решений; режиссеры, управляющие процессом представления информации в процессе принятия решения. Это системные аналитики, которые в процессе обсуждения, когда возникают какие-то вопросы, должны найти дополнительную информацию и представить ее.