CNews: Телеком B2B
Статья

Николай Ильин: Система СЦ становится реальным инструментом госуправления

Цифровизация Информационное общество Телеком B2B Инфраструктура Внедрения

Жаркое лето 1986 года, Чернобыль. Идет работа правительственной комиссии, ситуация требует оперативных и согласованных действий множества ведомств. Именно тогда появилась мысль о создании центров поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях. Сегодня, через 25 лет, CNews взял интервью у "отца" этой идеи, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, Николая Ильина.

CNews: А есть риск, что они могут как-то протолкнуть свое мнение? Как обеспечить их нейтральность? Как известно, часто решение зависит от того, как доложить начальству.

Николай Ильин: всегда должен быть представлен весь спектр вариантов, должна быть альтернатива.

CNews: Где готовят этих людей? Если создается такая мощная система, то нужно много специалистов.

Николай Ильин: Реально мы готовим специалистов в двух местах, в РАГСе, где создали специальность, и в академии ФСО в Орле, где тоже есть специальность "информационно-аналитическая деятельность в ситуационном центре". По нашим методикам осуществляется подготовка, это как второе высшее образование наших сотрудников. Их готовят два с половиной года.

CNews: Ситуационный центр должен работать в постоянном режиме и собирать информацию, а запрос может прийти в любое время, так?

Николай Ильин: Ситуационный центр работает в трех режимах. Первый режим — мониторинговый. Это слежение за различными процессами: экономическими, производственными, политическими, которые происходят в субъектах, на территориях, на предприятиях, в стране, в мире.

CNews: И тогда возможно управление по отклонениям. Если параметр выходит за допустимые пределы, СЦ сообщит об этом. А какие еще существуют режимы?

Николай Ильин: Второй режим — плановый. Например, на 9-е число планируется рассмотрение проблем в области энергетики. К этому совещанию готовится и анализируется информация, выявляются проблемы, варианты рекомендаций вырабатываются и выносятся на обсуждение людей, которые принимают решение.

И третий режим - кризисная ситуация. Для него актуальны выносные и мобильные решения, которые разворачиваются в любом месте, где даже нет электричества, включается спутниковая связь, идет доступ к базе данных системы ситуационных центров, работает видеоконференцсвязь и так далее. Разворачиваемый из неподготовленных районов, в чрезвычайной ситуации, мобильный комплекс позволяет взаимодействовать совершенно спокойно. Даже во время событий на Дубровке работал такой мобильный комплекс.

CNews: Как оценивается эффективность СЦ? У нас же нет возможности провести эксперимент: каким бы было решение без ситуационного центра и с ним.

Николай Ильин: Оценивается эффективность не одного решения и не двух. Эффективность – это отношение затрат к результатам. Если без ситуационного центра были срывы ввода в действие или в ходе строительства олимпийских объектов, то с введением этой системы количество нарушений резко сократилось. Результатом является сокращение отставания, срывов отдельных этапов, числа дестабилизаций, которые воздействуют на реализацию той или иной программы.

Разумеется, контроль есть. И не просто контроль, а упреждающий контроль основных направлений деятельности правительства, включая федеральные целевые программы, Олимпиаду, национальные проекты, ЖКХ, рынок труда и т. д. Это открытый перечень, идет его наращивание в соответствии с теми требованиями, которые появляются у наших пользователей.

Существует еще одна очень интересная задача — всенародное обсуждение законопроектов. Например, о полиции, об образовании. Первый опыт реализован, но завтра все значимые законопроекты будут размещаться в интернете, в широком массовом доступе, чтобы их можно было обсудить и проанализировать результаты.

CNews: Если идет обсуждение законопроекта, не все же пишут в газеты. Учитываются ли социальные медиа?

Николай Ильин: Информация получается, конечно, из интернета и СМИ, плюс опросы экспертов и населения. Сейчас мы разрабатываем систему, которая будет обрабатывать отклики, кластеризировать и определять тональность высказываний в автоматическом режиме.

CNews: По теленовостям создается впечатление, что СЦ нужны только для оперативного реагирования на какие-то ЧП. Ведь это не так?

Николай Ильин: Нет, они нужны для всего цикла прохождения информации. Одна из функций — прогнозирование. Мы начинали в 90-х годах, когда не было реальных данных по экономике. Тогда актуальной была проблема мониторинга общественно-политической ситуации. Это базировалось на обработке СМИ, поскольку других источников информации не было. Мы обеспечивали ее извлечение из СМИ и обработку результатов социологических опросов. Была сформирована большая служба, в каждом субъекте по 10-15 чел, которые могут проводить социсследования по этим методикам. Мы вполне успешно прогнозировали результаты парламентских и президентских выборов.

CNews: Всех волнует вопрос, ситуационные центры – это мода или реальность? Или это необходимость?

Николай Ильин: Безусловно, это не мода. Может быть, это начиналось как мода, но сейчас это реальная необходимость. Сегодняшними объемами информации иначе невозможно управлять.

Использование СЦ показательно на примере такой крупной программы, как подготовка к Олимпиаде 2014 г. Задействованы все системы СЦ, все информационные фонды. Идеология проектного управления закладывается изначально. Это строительство олимпийских объектов и подготовка спортсменов, атлетов, по этим направлениям готовятся целевые программы, строятся сетевые графики и ведется контроль.

CNews: Как бы вы определили роль и место системы ситуационных центров в системе государственного управления?

Николай Ильин: Современное развитие ситуационных центров закладывает технологическую основу для функционирования системы государственного управления завтрашнего дня - "электронного правительства".

Ведь процессы и функции управления никто не отменял с изменением каких-то " измов". Всегда надо разрабатывать стратегию. Сегодня нам нужна стратегия развития страны.

CNews: Какие основные задачи или проблемы вы видите на пути дальнейшего развития системы ситуационных центров?

Николай Ильин: В первую очередь это формирование нормативно-правовой базы создания системы ситуационных центров. Затем, создание единого территориально-распределенного фонда разнородной информации, которая сегодня циркулирует в органах государственной власти.

Необходима также разработка типовых решений, реализующих организацию базовых технологий обработки и представления разнородной информации в системе СЦ, формирование базового набора функциональных задач для информационного обеспечения деятельности ОГВ (органов госвласти) и функционирование комплекса специализированных ИАС по приоритетным направлениям их деятельности.

Я их называю даже не информационно-аналитические, а информационно-управляющие системы, потому что они поддерживают реальную функцию управления.

CNews: Как вы будете отмечать юбилей создания ситуационного центра президента?

Николай Ильин: Мы будем проводить конференцию в РАГСе. Это произойдет в апреле, 25-26 числа. Конференция будет посвящена только ситуационным центрам и 15-летию создания СЦ президента Российской Федерации, самого первого, самого главного, самого интересного, самого передового.

Станислав Макаров / CNews