Русскоязычные сервисы управления личными финансами протестировали на эффективность
Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report опубликовало результаты исследования эффективности сервисов управления личными финансами (personal finance management/PFM), доступных российским пользователям.
В целом PFM — это класс программного обеспечения и облачных веб-сервисов, позволяющих пользователям анализировать, планировать и контролировать состояние личных финансов и расходов. «В России до недавнего времени рынок PFM-сервисов был представлен исключительно продуктами, которые наиболее точно характеризуются словом “стартап” — это веб-, мобильные и кросс- платформенные сервисы, занимающие небольшую нишу, с активной аудиторией в несколько десятков тысяч пользователей, — рассказали CNews в Markswebb Rank & Report. — В 2012-2013 годах на волне бурного развития интернет- и мобильного банкинга PFM-сервисы стали активно интересовать банки».
Всего были проанализированы 22 сервиса. Для исследования были отобраны наиболее известные PFM-сервисы в следующих категориях: сервисы, встроенные в интернет- и мобильные банки крупных российских банков (а именно, в интернет-банки «Альфа-Банка», «Банка24.ру», «Московского Индустриального Банка», «Банка Открытие», «Промсвязьбанка», «СМП Банка», «ТКС Банка», интернет- и мобильный банки «Связного Банка», а также мобильный банк RocketBank); русскоязычные веб- и кросс-платформенные небанковские PFM-сервисы («Дзен-мани», «Дребеденьги», EasyFinance, Toshl Finance); русскоязычные мобильные PFM-приложения («Домашняя бухгалтерия», «Мои кошельки», «Мой бюджет», CoinKeeper, Financisto, Money Lover, MoneyWise).
В ходе сравнительного анализа оценивались как функциональные возможности PFM-сервисов, так и удобство их использования. Кроме того, каждому сервису присваивался общий балл эффективности.
Так, лучшим PFM-сервисом по результатам исследования стал сервис «Умные деньги», являющийся частью интернет-банка PSB-Retail «Промсвязьбанка». Получив 85 баллов из 100 возможных, сервис «Умные деньги» показал хороший баланс функциональности и удобства пользования.
Так, сервис «Умные деньги» автоматически учитывает транзакции по счетам клиента «Промсвязьбанка», но позволяет также и учитывать наличные расходы. Среди других возможностей: анализ расходов по категориям и в динамике, формирование и отслеживание бюджета, сравнение личного профиля расходов со средним профилем расходов других клиентов «Промсвязьбанка».
Второе место занял EasyFinance — российский небанковский кросс-платформенный PFM-сервис. Показав лучший на рынке результат по функциональным возможностям, EasyFinance отстал от лидера рейтинга по удобству пользования из-за недостаточной автоматизации внесения данных по банковским операциям, отметили в Markswebb Rank & Report.
Третье место в общем рейтинге эффективности занял интернет-банк «СМП ON-Банк». Несмотря на высокую оценку по функциональным возможностям, «СМП ON-Банк» получил невысокие оценки по удобству представления отчетов по расходам, удобству работы с бюджетами и общей «человечности» интерфейса.
Рейтинг эффективности PFM-сервисов, доступных российским пользователям
Между тем, как отметили в агентстве, большая часть банковских PFM-сервисов показала средние и ниже среднего оценки по функциональности, предлагая пользователям лишь анализ расходов по картам клиентов, но не предоставляя возможность использовать результаты анализа для планирования будущих расходов (исключение составил лишь интернет-банк «Альфа-Клик», который предлагает возможность создавать и отслеживать достижение финансовых целей, но одновременно с этим не имеет никакой аналитики расходов клиента).
Заметная часть небанковских кросс-платформенных и мобильных PFM-сервисов, напротив, показали высокие оценки функциональных возможностей, но низкие оценки удобства пользования из-за сложности настроек и отсутствия полноценной интеграции с банками в части автоматического получения данных о движениях средств по счетам клиента, указали в компании.
По мнению аналитиков Markswebb Rank & Report, банковская экспансия на рынок PFM-сервисов в ближайшие два года будет значительной. О своих планах включить PFM-функционал в свои интернет- и мобильные банки публично объявили уже несколько банков. При этом такие сервисы, как «Умные деньги» PSB- Retail и «СМП ON-Банк», будут задавать планку качества для других продуктов, как новых так и уже существующих. Просто дополнить интернет-банк и мобильный банк круговой диаграммой по расходам будет недостаточно, подчеркнули в агентстве.
«Полноценный PFM-сервис — это сложный информационный продукт. Собственная разработка такого продукта будет недоступна многим банковским командам разработчиков, что, в свою очередь, приведет к покупке уже готовых решений как российских, так и зарубежных PFM-сервисов», — считают в Markswebb Rank & Report.
Тем не менее, массовое распространение PFM- функционала по интернет-банкам и мобильным банкам, вероятнее всего, не приведет к такому же массовому их использованию клиентами, полагают аналитики. Сдерживающим популярность среди клиентов фактором станет отсутствие «человечности» сервиса, отсутствие массовой поддержки пользователей в части объяснения ценности PFM и замкнутость банковских PFM-сервисов внутри конкретных банков, что не позволит полноценно анализировать личные финансы продвинутым клиентам, имеющим карты и счета сразу в нескольких банках, полагают в Markswebb Rank & Report.