Интернет и смартфон вскоре станут основными инструментами взаимодействия с банком
Безналичный оборот продолжит динамично расти, а основным каналом взаимодействия российских банков с клиентами в ближайшие годы должен стать мобильный банкинг. К такому выводу пришли член совета директоров Federal Finance Group Анатолий Артюхов и старший вице-президент «Тинькофф Кредитные системы» Артём Яманов, принявшие участие в программе «Сухой остаток» радиостанции «Финам FM», посвящённой перспективам развития дистанционного обслуживания в России, сообщили CNews в Federal Finance Group.
На сегодняшний день основными каналами обслуживания клиентов выступают интернет-банкинг и колл-центр, однако в последнее время всё большие обороты набирает мобильный банкинг, отметил старший Артём Яманов. «Весь банкинг через 3 года, безусловно, будет находиться в мобильном телефоне. То, что мы видим уже по тем клиентам, которые являются активными пользователями мобильного банка — большим экраном люди перестают пользоваться, и они все операции делают с мобильного телефона. Потому что в “большом” банкинге интерфейс для пользователя обычно избыточный», — указал он. Однако, по его словам, на текущий момент банкам довольно сложно создавать уникальный продукт, работающий на всех мобильных платформах, ввиду различия между ними и дефицита разработчиков.
Эксперты отмечают, что одной из нерешённых на данном этапе задач в области дистанционного обслуживания является отсутствие единого интерфейса. «Пока никто из участников платежного рынка не понимает, как всё вместе будет работать, то есть, кто будет контролировать конечный интерфейс. Идет борьба за этот интерфейс», — рассказал Анатолий Артюхов. По его словам, у кого удастся быстрее и удачнее разработать интерфейс, то будет контролировать этот рынок.
Артюхов ожидает, что дистанционное банковское обслуживание в ближайшие годы будет представлять собой развитую сеть терминалов самообслуживания без формирования самих отделений. «Платежные системы просто насаждали “терминализацию” страны, и сейчас у нас стопроцентная терминализация. У России технологический прорыв: и в части “железа” — это терминалы и банкоматы, и в части технологий».
Процесс терминализации с поддержкой приема NFC-платежей уже пошел в России, констатирует Яманов. «NFC — это технология, когда можно платить, не вставляя карточку физически куда-либо. То есть можно даже практически ее не прислонять к терминалу и проводить операцию. Кроме карточки, эту же функцию в ближайшее время также будут поддерживать производители, скорее всего, всех телефонов», — подчеркнул он. При этом, как он добавил, «будет просто шикарно», если государство уйдет от «навязывания» формата «Сбербанка» и сделает госуслуги с технологией NFC.
Впрочем, полноценной миграции банковского обслуживания в телефоны препятствуют банкоматы, уточнил Яманов. «Там ещё технологии именно получения наличных при использовании телефона или NFC только сейчас тестируются», — отметил он.
Между тем, топ-менеджеры Federal Finance Group и «Тинькофф Кредитные системы» поддерживают инициативу Минфина об ограничении наличного оборота суммой в 300 тыс. руб. за одну сделку. Но спрос на услуги банкоматов вряд ли снизится, считает Артюхов: «Банкоматы в любом случае ещё понадобятся». Одновременно, эксперт с оптимизмом смотрит на дальнейшие перспективы развития сферы онлайн-услуг: «Услуги в интернете будут очень востребованы, в том числе и банковские. Поэтому один из проектов группы Federal Finance — это сервис удаленной идентификации интернет-пользователей, ff.ru».