Новая эра на рынке связи объявлена Ericsson
Львиная доля доходов операторов беспроводной связи во всем мире сегодня приходится на передачу голоса. В Ericsson уверены, что уже скоро главным бизнесом в этом секторе станет передача данных, большая часть которых будет отправляться не людьми, а машинами. Полную версию статьи читайте в №55 журнала CNews.
Хотят мобильности
Главными драйверами на рынке связи сегодня являются мобильность, широкополосный доступ (ШПД) и "облачные" технологии, уверены в Ericsson. Их комбинация ведет к значимым изменениям в отрасли. По сути, речь идет о смене эпох.
С мобильностью все просто: люди хотят решать свои деловые задачи и получать доступ к развлечениям независимо от своего местоположения. Еще пять лет назад уровень развития технологий не позволял нам полностью "отвязаться" от проводов. С тех пор качество инфраструктуры, абонентских устройств и приложений принципиально улучшилось. Мобильность становится полноценной. Уже сегодня, находясь в городах, мы получили возможность не только оставаться "на связи", но и быть постоянно подключенными к интернету со всеми возможностями, которые дает Сеть.
Дуглас Гилстрап: Скоро мобильный доступ к видео станет абсолютной повседневностью
Следующим этапом станут массовые изменения в бизнес-процессах компаний, в культуре ведения дел. Прежде всего, это может привести к сокращению числа офисных работников. В Ericsson предполагают, что благодаря мобильному доступу к приложениям сотрудники смогут решать задачи в соответствии со своим собственным расписанием, а не только тогда, когда они находятся на рабочем месте.
То же касается и развлечений. Ярким примером перемен в использовании мобильных телефонов стало поведение людей по всему миру в день свадьбы британского принца Уильяма. "Церемонию смотрели 2 млрд человек, и если объем мирового интернет-трафика в этот день вырос на 35%, то мобильный трафик удвоился, – говорит Дуглас Гилстрап, первый вице-президент Ericsson. – Еще три-четыре года назад все эти люди смотрели бы репортаж в записи вечером у телевизора. Сегодня они хотят следить за прямым эфиром независимо от того, где находятся. Мы уверены, что мобильный доступ к видео станет абсолютной повседневностью".
Теряют голос
Важным этапом в отказе от технологий стационарной связи стало появление и быстрое развитие облачных сервисов, которые позволяют получать удаленный доступ к данным и приложениям. В Ericsson уверены, что обрести значимые преимущества от использования "облака" можно только при условии использования мобильного ШПД. В компании прогнозируют, что на беспроводной доступ будет приходиться не менее 70% запросов пользователей к облачным приложениям. Это серьезно отразится на бизнесе сотовиков, доходы которых от услуг передачи данных будут продолжать расти.
Общий объем передачи данных по мобильным сетям ежегодно утраивается, говорят в компании. Еще в 2009 году он превысил объем передачи голоса. У средних клиентов Ericsson уже сегодня доля доходов от передачи данных достигает 30%, у некоторых из них – 50%. Что же будет, когда более широкое распространение получат высокоскоростные технологии четвертого поколения, возможность использования которых сегодня есть только у 3% населения в мире? Даже 3G-скорости пока доступны только трети из 6,9 млрд человек на планете. Прогноз более чем прозрачный: доля голоса в сетях операторов уже совсем скоро станет почти незаметной.
На доходах операторов от передачи данных по мобильным сетям скажется и прирост числа клиентов. Если сегодня абонентами мобильной связи являются 5,5 млрд человек, то к 2016 году их будет уже 8,5 млрд. 50% всех новых подключений обеспечивают Китай и Индия. Достаточно скоро в мобильной связи начнут нуждаться 800 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет, проживающих в Юго-Восточной Азии, Индии, на Ближнем Востоке и в Африке. Всем им будет нужен мобильный доступ к данным, уверены в Ericsson.
Основными устройствами беспроводного доступа этих пользователей останутся ноутбуки, планшеты и смартфоны. Особое внимание в компании обращают на быстрый рост платформы Android. Именно на эту ОС в Ericsson делают ставку при развитии собственных решений.
Являясь поставщиком технологических решений, компания напоминает о необходимости создания операторами так называемой "умной трубы" (smart pipe) – программно-аппаратных решений, позволяющих обеспечить абонентам удобную и надежную среду для доступа к приложениям. Данный комплекс систем призван решить такие задачи, как биллинг, персонализация сервисов, поддержка магазинов приложений, мобильная реклама. Осознавая значимость вопросов безопасности в новой модели, в Ericsson все же уверены, что в большей степени это головная боль разработчиков устройств и поставщиков "облачных" сервисов.
Очевидно, что услуги связи для людей будут продолжать быстро эволюционировать, но для игроков отрасли даже более важными могут оказаться другие изменения.
Связь вещей
Около 100 лет поставщики оборудования и операторы связи создавали и использовали проводные технологии для того, чтобы обеспечить соединение разных зданий, городов и континентов. Около 20 лет назад произошел переход к услугам мобильной связи, когда необходимо было обеспечить соединение между собой людей без их привязки к конкретному месту. Следующий этап – соединение между собой не людей, а вещей, утверждают в Ericsson. Все, что может хоть как-то использоваться в сетевых соединениях для обретения большей производительности и эффективности, будет подключено к сети по модели "машина-машина" (machine-to-machine, M2M).
К Ericsson приходят компании из сфер здравоохранения и безопасности, логистики, транспорта, розничной торговли и многих других отраслей и говорят: "Мы хотим превратить наши продукты в сервисы". Через мобильную сеть к интернету можно подключить автомобиль, видеокамеру, киоск по продаже газировки… Появляется множество возможностей, и весь вопрос в том, как изначально определить наиболее перспективные из них.
"В мире только 600 млн фиксированных ШПД-соединений, 5,5 млрд беспроводных абонентов связи, и только представьте, сколько могло бы быть соединений между вещами, – говорит Дуглас Гилстрап. – Целью Ericsson является содействие в создании подключенного мира (connected world)".
По данным Berg Insight, в 2010 году уже 2% мобильного трафика передачи данных в мире приходилось на сегмент M2M. Наиболее зрелым рынком в мире является Европа, где проникновение SIM-карт, работающих по модели М2М, составляет 3%. Лидерами на континенте остаются скандинавы: в Швеции проникновение составляет уже 17,9%, в Норвегии – 9%, в Дании – 7%. Основная часть подключений M2M-устройств в этих странах приходится на счетчики ЖКХ.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2690