CNews: Телеком B2B
Статья

Новая эра на рынке связи объявлена Ericsson

Телеком Телеком B2B Мобильная связь Инфраструктура
мобильная версия

Львиная доля доходов операторов беспроводной связи во всем мире сегодня приходится на передачу голоса. В Ericsson уверены, что уже скоро главным бизнесом в этом секторе станет передача данных, большая часть которых будет отправляться не людьми, а машинами. Полную версию статьи читайте в №55 журнала CNews.

Убедившись в стабильности спроса на домашних рынках, Ericsson несет новые модели сотрудничества в другие страны. В Риме уже запущен пилотный проект компании с местным поставщиком энергии, в котором "умными" счетчиками оборудовано более 1 млн квартир.

Ericsson прогнозирует, что к 2020 году число подключенных к сети устройств достигнет 50 млрд штук и значительная часть из них будет соединена по модели М2М.

Amazon Kindle – двойная революция

Конкуренция между операторами в привлечении "голосовых" абонентов уже не может дать им значимого прорыва. Именно поэтому многие игроки ищут новые пути для дальнейшего роста. Ярким примером такого развития стала американская компания Sprint Nextel – третий по величине мобильный оператор на рынке США. Серьезно отставая от пары лидеров (AT&T и Verizon), Sprint выступил в роли революционера в развитии М2М-сервисов.


В офисе Ericsson в Стокгольме ломают привычные представления о бизнесе телеком-операторов

Хотя сама технология появилась на рынке более 20 лет назад, начало массовому рынку М2М в США положил запуск в 2009 году Amazon Kindle – устройства для чтения с возможностью беспроводной оплаты и загрузки электронных книг. Инициатором проекта и его инфраструктурным партнером выступил Sprint. По итогам первого квартала работы сервиса компания объявила о рядовом подключении 110 тыс новых абонентов и о невероятных 1,1 млн новых устройств, подключенных к ее сети, – Amazon Kindle. Средний доход с пользователя "читалки" составлял только 2 долл. В сравнении с ARPU 56 долл. от обычного абонента Sprint это было немного, но общий размер доходов от сделки свидетельствовал о безусловном успехе.

Конкуренты оказались в нокдауне. В течение следующих шести месяцев AT&T и Verizon вслед за Sprint запустили собственные подразделения по разработке М2М-сервисов. Ридер Amazon Kindle стал не только революционным устройством для пользователей, но и открыл операторам связи глаза на новые возможности.

М2М-лихорадка

Под термином М2М в Sprint понимают сетевое взаимодействие всех устройств, кроме телефонов. Сейчас у компании уже более 400 уникальных продуктов, которые сертифицированы и могут быть подключены к сотовой сети, но при этом не являются телефонами. В Нью-Йорке, когда вы сидите на заднем сиденье такси, перед вами расположен беспроводной терминал оплаты для банковских карт. Сервис поддерживается Sprint. Также как и сеть автоматов Red Box, позволяющая за 1 долл. взять на прокат DVD с фильмом или игру.

В компании говорят, что М2М – это сложные системы. Если вам нужно создать приложение под Android или iOS, вы скачиваете пакет разработчика и в этой готовой среде создаете продукт. В М2М-решении все гораздо сложнее: нужно интегрировать железо, ПО, провести тестирование, а потом обязательно пройти сертификацию. Кроме того, в новом бизнесе возникает масса парадоксов, для разрешения которых операторам приходится создавать отдельные подразделения. Sprint открыл центр разработок, который спонсируется в том числе 40 компаниями-партнерами. Когда к оператору приходит, например, Coca-Cola и сообщает, что планирует подключить к беспроводной сети 1 млн аппаратов по продаже газировки, ее уже ждут там: вот парень, который поможет подобрать лучшие беспроводные модули; вот эксперт, который расскажет о специальном ПО, занимающееся мониторингом температуры диетической колы в автоматах и пересылать данные вам; вот человек, отвечающий за сертификацию. Вокруг операторов формируется новая экосистема разработчиков ПО и инфраструктуры.

Некоторых клиентов интересуют только частоты для передачи данных по минимальной цене. Другие – просят помочь создать решение. Каждый случай уникальный.

Россия – точки роста

Бизнес М2М быстро растет и в России. Основные точки роста – сети платежных терминалов и торговых автоматов, системы безопасности. В массовом сегменте наиболее заметны автонавигаторы с функцией мониторинга пробок.

По данным исследования GFK, по итогам 2010 года лидирующую позицию на рынке M2M-сервисов в нашей стране занимает МТС с долей 44% по числу SIM-карт (530 тыс на конец года, рост 105%). Для сравнения: у лидера в Северной Америке – компании AT&T – к концу 2010 года к сети было подключено уже 10 млн "умных" устройств.

По оценке МТС, в дальнейшем абонентская база сервисов М2М в России будет расти на 45–55% ежегодно и к концу 2015 года вырастет в 7,5 раз до 2,5 млн устройств. В 2011 году МТС ожидает роста абонентской базы М2М-сервисов на 60%.

В "МегаФоне" доход от услуг М2М составляет только 100 млн руб. в год. В компании ссылаются на относительную неразвитость рынка М2М в России и связывают это с низкими скоростями передачи данных в регионах. Аргумент довольно странный, так как большинство М2М-сервисов, по оценкам той же Sprint, потребляют не более нескольких сотен килобайт в месяц.

Также как и их иностранные коллеги, российские операторы пытаются избежать сценария, при котором они станут лишь "трубами" по передаче трафика. Открывая специализированные подразделения, компании "большой тройки" пытаются играть и роль системных интеграторов, самостоятельно создавать все более сложные М2М-продукты.

Оценить перспективы развития сотовиков в данном направлении сложно. Сторонние разработчики уверены, что способности телекомов чаще всего ограничиваются продажей трафика. Рано или поздно операторы будут вынуждены уйти с рынка разработки продуктов, уступив специализированным предприятиям. Управление М2М-сервисами им также придется перевести на профессиональные платформы. Так или иначе, большие деньги от общения машин манят многих. Быстрый рост спроса – бум инвестиций – букет инноваций. Это весьма вероятный сценарий развития М2М-рынка в ближайшие годы.

Максим Казак / CNews