CNews: Телеком B2B

Россия: оборот рынка электронных платежных систем в 2012 г. достигнет 1811 млрд руб.

Бизнес Интеграция Телеком B2B ИТ в банках Кадры Финансовые результаты
, Текст: Татьяна Короткова

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка мобильных операторских платежей, мобильного и SMS-банкинга.

Так, согласно отчету J&P, покупка товаров с использованием мобильных терминалов набирает популярность в России. По результатам опроса, проведенного компанией в октябре 2012 г., около 44% пользователей смартфонов и 60% пользователей планшетов оплачивали товары или услуги в предшествующем опросу месяце с помощью данных устройств.

Как показало исследование, немаловажным фактором, способствующим увеличению объема покупок с помощью мобильных терминалов, является возможность оплаты товаров и услуг непосредственно с мобильного устройства, в частности, с помощью мобильных платежей. Посредством мобильных платежей владельцы сотовых телефонов и планшетов могут оплачивать товары и услуги, используя как средства на счету своего мобильного устройства, так и средства на банковских счетах.

Оборот сервисов типа мобильные платежи, также как и оборот таких сервисов, как банковские терминалы, небанковские терминалы, электронные деньги, относится к обороту рынка электронных платежных систем (ЭПС). По оценкам J’son & Partners Consulting, оборот рынка ЭПС в России в 2012 г. составит 1811 млрд руб., продемонстрировав рост на 24% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г. Оборот мобильных платежей, являющихся частью рынка ЭПС, в 2012 г. превысит 24 млрд руб. и составит лишь 1,3% от предполагаемого оборота рынка ЭПС.

«Россия является одной из немногих стран, где существует рынок мобильных операторских платежей. На рынках США и Европы операторы не предоставляют подобных услуг», — отметили в J&P. Как пояснили в компании, одной из причин является метод оплаты — постоплата, являющийся доминирующим на этих рынках. В России этот рынок вышел на новый уровень с развитием технологий в смартфонах и появлением мобильных приложений для осуществления покупок. Данный рынок плотно конкурирует с другими методами оплаты услуг — такими, как мобильный банкинг и терминалы, что, по мнению экспертов, может сказаться на динамике развития этой услуги.

В 2011 г. объем операторских платежей составил 6,6 млрд руб., при этом он превысил объем платежей через мобильный банкинг по всем сегментам, кроме денежных переводов, оплаты штрафов ГИББД и электронной коммерции. Наибольшую долю в 27% оборота операторских платежей в 2011 г. составили платежи за услуги мобильной связи. В 2012 г. оборот мобильных операторских платежей увеличился на 44% и составил 9,5 млрд руб.

Как отмечается, новый этап в развитии рынка настал с появлением и распространением смартфонов, поддерживающих функциональные и удобные приложения. По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. рынок мобильных операторских платежей в России превысит 40 млрд руб.

Мобильный банкинг

Как отмечается в отчете J&P, рынок мобильного банкинга является быстрорастущим и перспективным сервисом во всем мире, позволяющим вывести уровень обслуживания клиентов на новый уровень. По данным comScore, в США за год количество пользователей, использующих мобильные финансовые сервисы, увеличилось на 30%. При этом наиболее перспективным направлением на данный момент являются приложения для мобильных телефонов. Рост числа пользователей приложений для мобильных финансовых сервисов в США за год составил 90%, и эта тенденция сохранится. В Европе банкиры также оптимистично смотрят на перспективы мобильного банкинга, а банки инвестируют в развитие мобильных направлений и созданий современных функциональных приложений.

По прогнозам экспертов J&P, Россия будет следовать мировым тенденциям в развитии мобильного банкинга, однако мобильные операторские платежи более динамично развиваются на российском рынке и данная тенденция сохранится. Так, объем платежей, совершенных через мобильный банкинг в 2011 г., составил 5,8 млрд руб., при этом наибольшую долю оборота платежей посредством мобильного банкинга составили денежные переводы (30%). В 2012 г. оборот платежей посредством мобильного банкинга увеличился на 39% и составил 8,1 млрд руб.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. оборот платежей через мобильный банкинг составит 29 млрд руб., а доля денежных переводов в структуре оборота платежей увеличится до 35%.

Среди российских банков наиболее функциональные приложения мобильного банкинга у платежной системы HandyBank и «Газпромбанка». «Среди рассмотренных приложений только эти приложения позволяли осуществлять банковские переводы по свободным реквизитам», — сообщили в J&P.

По результатам исследования, по количеству поддерживаемых платформ лидером является «Альфа-банк», приложения которого доступны для всех популярных платформ, включая набирающую популярность платформу Windows Phone.

SMS-банкинг

Многие банки предоставляют в рамках SMS-банкинга только информационный SMS-банкинг, который позволяет получать информацию о счетах, их изменении или состоянии. Услуга SMS-банкинга осуществляется с помощью сообщений «по запросу» (Pull) и сообщений «по событию» (Push).

По данным J’son & Partners Consulting, в 2012 г. в России 43,4 млн человек пользовались SMS-банкингом, при этом подавляющее большинство из них являлись клиентами исключительно информационного SMS-банкинга Товары и услуги оплачивали немногим более 5% пользователей, из них 94% платили за услуги мобильной связи.

В 2011 г. в России было 1,68 млн пользователей, оплачивавших услуги и сервисы с помощью SMS-банкинга, из них 95% оплачивали услуги мобильной связи. Оплата других услуг с помощью SMS-банкинга, помимо мобильной связи, не пользуется популярностью у российских пользователей. Так, услуги ШПД и услуги ЖКХ с помощью SMS-банкинга оплатили лишь 2,5% и 2,7% пользователей соответственно. К 2017 г. число пользователей SMS-банкинга увеличится до 84,5 млн человек, а доля людей, оплачивающих товары и услуги, увеличится в 1,5 раза.

По данным J&P, в 2012 г. объем рынка SMS-банкинга увеличился на 34% по сравнению с 2011 г. и составил чуть менее 21 млрд руб. В настоящее время объем рынка информационного SMS-банкинга более чем в 2 раза превышает оборот платежей через SMS-банкинг, темп роста платежей через SMS-банкинг значительно выше темпа роста рынка информационного банкинга, и к концу 2016 г. объемы этих рынков сравняются.

Однако в России, по мнению J’son & Partners Consulting, стоит ожидать увеличения популярности SMS-банкинга. Основными факторами, оказывающими положительное влияние на проникновение услуги SMS-банкинга как в количественном, так и в качественном показателях, являются: низкое проникновение смартфонов (к концу 2012 г. в России будет около 27 млн смартфонов, из которых лишь 14,5 млн обладают возможностью установки приложений мобильного банкинга); большее доверие населения банкам, чем различным электронным платежным системам; развитие крупнейшими российскими банками систем дистанционного обслуживания, в том числе SMS-банкинга.

NFC — возможность монетизации для операторов сотовой связи

В ближайшие годы развитие NFC-технологий и мобильной коммерции позволит сократить использование наличных, считают в J&P. Основные усилия основных участников рынка бесконтактных платежей будут направлены на создание инфраструктуры по приему NFC-платежей. В целом, по данным компании, наблюдается тенденция конвергенции продуктов телекоммуникационной и банковской индустрии, что позволяет сотовым операторам создавать для абонентов удобные каналы доступа к финансовым услугам как в салонах связи, так и с телефона. Но на сегодняшний момент большинство NFC-сервисов нельзя отнести к мобильным операторским платежам, так как сама технология подразумевает проведение расчетов вне зависимости от оператора, пояснили в компании. Несмотря на это, операторы пытаются монетизировать использование этой технологии, создавая свои сервисы и SIM-карты с NFC-модулем.

Подписаться на новости