СМБ-компании выбирают виртуальные АТС
Более 6% средних и малых предприятий в России уже давно пользуются виртуальными АТС, которые сейчас являются главным направлением развития современных «облачных» технологий. Следующий этап – расширение рынка интегрированных сервисов для бизнеса на стыке ИТ и телекома.
Операторы связи разрабатывают и тестируют разнообразные «облачные» услуги, чтобы получать максимальный доход от каждого корпоративного клиента. Наиболее частым пользователем этих, как и большинства «облачных», услуг сегодня становится СМБ, несмотря на то, что операторы надеются заинтересовать ими и крупный бизнес. Небольшим компаниям и стартапам крайне важно получить функционал телекоммуникационной инфраструктуры вместе с гибкостью и масштабируемостью услуги, но путем малых затрат.
J&P Consulting подсчитала, что объем рынка виртуальных (или "облачных") телекоммуникационных сервисов в московском регионе в 2010 г. составил около $57 млн, а в 2011 г. приблизится к $79 млн. Выручка операторов от виртуальных услуг постепенно растет вместе с развитием рынка SaaS и «облачных» услуг в целом. Например, выручка "Манго-Телеком" от виртуальных услуг в 2010 г. выросла на треть по сравнению с 2009 г. Оценка начальника отдела маркетинга МЦ НТТ (дочерняя компания "Ростелеком") Арины Передреевой скромнее: она считает, что рост сегмента виртуальных услуг ежегодно составляет 10-15%.
Станционные мотивы
Среди телекоммуникационных SaaS сервис "Виртуальная АТС" (ВАТС) операторы считают наиболее востребованным. По оценке J&P Consulting в феврале 2010 г. объем российского рынка виртуальных АТС составлял от 2,4 млрд руб. (или $80 млн) до 3 млрд руб. (или $100 млн). Арина Передреева отмечает, что для клиентов ВАТС принципиально решать задачи эффективного управления затратами на связь и обеспечения высокой мобильности бизнеса.
Рынок ВАТС немолод, хотя активное его развитие началось только в последние годы. Рост доходов от продаж виртуальной АТС "Манго-Офис" за 12 месяцев с июля 2010 г. (14,9 млн руб.) по июль 2011 г. (26 млн руб.) составил 75%. К середине октября 2011 г. он приблизился к 100%. Причем, сравнивая показатели июля 2011 г. с июлем прошлого, "Манго" отмечает рост ARPU в 1,5 раза. В Orange Business Services отмечают, что на самую востребованную виртуальную услугу, Easy Office (пакетное решение, включающее ВАТС и ШПД), спрос растет на 5-7% ежемесячно.
Агентство "Прайм-Тайм", предоставляющее услуги в области мониторинга и аналитики СМИ, пользуется виртуальной АТС "Манго-Офис" с момента своего основания в 2006 году. Ирина Антюшина, руководитель отдела мониторинга СМИ агентства, отмечает, что с помощью виртуальной АТС ее компания не пропускает звонки, а если кто-то не может ответить, звонок переадресуется другому сотруднику или обрабатывается по заданному сценарию, в том числе АТС сообщит о звонке по электронной почте.
В отличие от обычной АТС, виртуальная не требует первоначальных затрат (только на покупку городского номера) и лишь небольшую абонентскую плату (от 740 руб/мес). Базовая комплектация виртуальной АТС включает городской номер (или несколько), который можно сохранять за собой при переездах, и основные функции: переадресацию входящих звонков на различные номера, прием факсов на электронную почту, объединение связью региональных подразделений и другие.
Пользоваться виртуальной АТС особенно удобно компаниям с филиалами в различных городах – они объединяются в корпоративную телефонную сеть с единым планом нумерации. Виртуальной АТС могут пользоваться и фрилансеры, и заболевшие сотрудники (им звонки, если нужно, переводятся на домашний номер), и мобильные сотрудники, которым АТС набирает на мобильный. По словам Марины Исаенко, партнера кадрового агентства Tell: "Въехав в новый офис, мы сразу столкнулись с тем, что стандартных телефонных возможностей МГТС нам не хватает: одного выделенного номера было недостаточно даже на первом этапе, а подвести новые линии оказалось технически сложно, да и дорого. Тогда мы начали исследовать рынок виртуальной связи и в итоге выбрали "облачную" АТС, которая для нас, как для компании, активно взаимодействующей с клиентами по телефону, оказалась значительно удобнее".
В агентстве Tell каждой сотрудник сам оперативно и просто настраивает и изменяет список нужных ему на данный момент функций, например цепочку номеров, на которые идет весь поток рабочих звонков (они принимаются на любые телефоны – стационарные, мобильные, SIP, софтфоны и даже на Skype-аккаунты). Постоянно используется conference-call, который позволяет соединить клиента и нескольких сотрудников одновременно, причем и мобильные, и городские номера.
Марина Исаенко довольна тем, что ее компания "искоренила как класс" пропущенные, непринятые или оставшиеся без ответа звонки. Ведь любой сотрудник может буквально в два клика перевести входящие вызовы на мобильный, Skype-аккаунт, получить голосовое сообщение на почту или моментально отправить за счет компании sms с нужной информацией клиенту, кандидату, коллеге, партнеру. Проблемы долгого ожидания и перевода звонков на сотрудников достаточной квалификации решаются с помощью разных способов маршрутизации вызовов, а благодаря информационно-аналитическим сервисам возможен мониторинг и анализ телефонной загруженности всей компании, любого отдела или каждого сотрудника. В период наибольшей нагрузки можно незаметно для клиентов подключить к обработке звонков специалистов, находящихся дома, в командировке, сотрудников смежных подразделений. Если нужный клиенту сотрудник отсутствует, ВАТС "звонит" по всем доступным телефонам, а в случае неудачи переводит звонок на заместителя, руководителя специалиста или его голосовую почту.
При любой динамике развития предприятий среднего и малого бизнеса, которые являются основными пользователям услуги ВАТС, рынок услуги в ближайшие 5 лет будет расти – просто темпы его роста будут зависеть от темпов увеличения числа юридических лиц в стране. J&P предполагает резкое увеличение средней выручки на одного абонента в месяц (ARPU), которое может произойти за счет быстрого роста числа линий на одного клиента. Проникновение услуги на московском рынке увеличится, в среднем, с 14% в 2010 г. до 16% в 2013 г.
Интегрированные услуги
Хотя на рынке СМБ виртуальная АТС – ходовой товар, но чтобы заинтересовать компании с количеством сотрудников от 250 человек, необходимы более сложные продукты. Несколько операторов связи сейчас находятся в разных стадиях разработки, тестирования и продаж таких услуг. Например, Orange в ближайшее время планирует запустить виртуальную услугу Business Together, которая будет состоять из почты, коммуникатора и портала, предоставляемых заказчикам из облака по модели SaaS. Унифицированные коммуникации позволят сформировать единое информационное поле из разных средств коммуникации.
Используя Business Together, сотрудники получают инструменты корпоративного уровня для эффективных коммуникаций и совместной работы с документами, а компании – ускорение бизнес-процессов, снижение издержек и оптимизацию затрат на ИТ. Orange сообщает, что за последние пару месяцев этой услугой заинтересовались несколько крупных корпоративных клиентов. Дарья Абрамова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и странах СНГ, считает, что у комплексных SaaS-услуг, подобных Business Together, большой потенциал, поскольку они вписываются в рыночный тренд.
В "Манго-Телеком" тоже готовятся к выводу на рынок еще нескольких "облачных" продуктов, тесно связанных с виртуальной АТС, таких как контакт-центр и CRM.
Операторы "большой тройки" последовательно в середине 2011 г. заявили о своих облачных планах. Это логично – ведь имеющиеся у них инфраструктура и база корпоративных клиентов оптимальны для предоставления облачных услуг (как SaaS, так и IaaS). МТС в июле 2011 года запустила в тестовую эксплуатацию сервисы на основе облачных вычислений с применением технологии распределенной обработки данных в Беларуси. После запуска сервисов в коммерческую эксплуатацию, на специальном портале пользователи смогут воспользоваться облачными приложениями: "1С", программами для организации web-видеоконференций и видеоконференций. Решения реализованы на базе модели SaaS, при которой поставщик самостоятельно управляет приложением, предоставляя заказчику доступ к нему через web-интерфейс без установки на пользовательский компьютер. Пользователю нет необходимости инвестировать в покупку лицензии и установку ПО. Планируется, что коммерческая эксплуатация облачных сервисов в Беларуси начнется в конце текущего года. Сейчас оператор прорабатывает вопрос по запуску облачных сервисов в других регионах, и успешная реализация проекта в Беларуси будет первым шагом к масштабному предложению абонентам облачных решений.
В МТС считают, что потребителями облачных услуг будут не только предприятия СМБ-сегмента, но и развитые, крупные бизнесы. Широта потенциальной аудитории связана с изменением требований, которые сегодня предъявляются к ИТ: компании от своих ИТ-структур ожидают более быстрых и дешевых предложений, что ведет к росту популярности «облачных» решений.
Стоимость корпоративной почты
Расчет выполнен оператором Orange Business Services для компании, в штате которой 450 сотрудников.
Примерные расходы на самостоятельное внедрение только почтового решения: аппаратная часть – 430 тыс. рублей, ПО – 1,3 млн рублей, техническая поддержка – 900 тыс. рублей, инсталляция решения – 345 тыс. рублей. Итого капитальные затраты составят 2,075 млн рублей единовременно, операционные – 900 тыс. рублей.
Примерные расходы при внедрении облачного решения: капитальные затраты отсутствуют. За 450 почтовых ящиков стандартным объемом 1ГБ с архивом 200 МБ платится по 170 рублей в месяц. Итого операционные затраты составят 76,5 тыс. рублей в месяц.
"Вымпелком" планирует запустить до конца 2011 года "облачные" услуги в сотрудничестве с компаниями Microsoft и "СКБ Контур". Корпоративные клиенты "Билайна" смогут через интернет получить доступ к Office 365 – офисным приложениям Microsoft, установленным у оператора, и сэкономить на лицензировании и обслуживании программ. В "Вымпелкоме" планируют предоставлять клиентам и инфраструктуру как сервис, что является естественным этапом развития услуг ЦОД.
"МегаФон", обладатель одного из крупнейших в России центров обработки данных площадью более 6 тыс. кв. м., реализовал на своей аппаратной базе публичное "облако" и уже несколько месяцев предлагает услуги по аренде виртуальных серверов, IaaS – инфраструктуру как сервис. "Мегафон" приводит свои расчеты, показывающие экономическую эффективность такой услуги для клиента. Например, покупка физического сервера отечественной сборки обходится заказчику примерно в 70 тыс. руб., что в пересчете на трехлетний период окупаемости составляет около 1944 руб. в месяц. Прибавив затраты на электроэнергию, организацию автозала, обучение и заработную плату сотрудникам, лицензионное ПО, организацию резервирования и резервного копирования, получим в итоге рост инвестиций в создание собственной ИТ-инфраструктуры в 2,5 раза. При этом собственное оборудование быстро устаревает и не полностью используется, утилизация корпоративных серверов обычно составляет не более 10-40%.
У оператора можно арендовать виртуальный сервер с нужными параметрами за несколько тысяч рублей в месяц. И при этом не тратиться на эксплуатацию оборудования, налог на имущество. При необходимости клиент может изменить параметры виртуального сервера в широком диапазоне. Таким образом, организация получает высокотехнологичную и надежную ИТ-систему с большой вычислительной мощностью и гибкой системой оплаты.
Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга "Манго-Телеком", называет факторами развития рынка «облачных» операторских сервисов отставание России от лидирующих стран (рост от нуля особенно быстр) и повышение мобильности бизнеса из-за быстро меняющейся экономической обстановки и частых в последнее время волн кризиса и роста. Ведь именно «облачные» технологии позволяют бизнесу максимально быстро стартовать и защитить свои инвестиции. В то же время, несмотря на быстрый рост, рынок «облачных» коммуникаций достаточно конкурентный, так как порог входа невысок. Победителем, по мнению Алексея Бессарабского, станет тот, кто сумеет быстрее всех набрать ценный опыт оказания виртуальных услуг связи, наладить процессы обслуживания клиентов и выберет правильную продуктовую стратегию.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2772