CNews: Телеком B2B
Статья

Нужен ли бизнесу удаленный доступ?

Телеком Телеком B2B

Изменение формата занятости, аутсорсинг и другие модели повышения мобильности - один из основных векторов развития бизнеса сегодня. Сотрудники все чаще работают вне офиса, но при этом все так же нуждаются в доступе к корпоративной почте и внутренним базам данных.

Сейчас практически невозможно представить себе бизнес, который может позволить себе функционировать без активного использования средств мобильной связи, не рискуя потерять клиентов. Даже такие зачастую малоподвижные организации, как банки и страховые компании, вынуждены все активней внедрять мобильные технологии. "При этом речь идет как об обеспечении сотрудников мобильной связью, позволяющей иметь постоянный доступ к корпоративной информации и базам данных, так и о трансформации деловых отношений с клиентами и контрагентами", – отмечает старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский.

Сегодня подавляющая часть банков, управляющих компаний, страховщиков и прочих финансовых организаций стремится обеспечить максимально возможную степень автоматизации бизнес-процессов, повысить мобильность предоставляемых услуг, а также вывести на новый уровень их скорость и качество. Помимо чисто имиджевой составляющей, грамотное и обдуманное внедрение мобильных технологий позволяет добиться существенного снижения операционных затрат, повысить контроль над действиями сотрудников и минимизировать риски оппортунистического поведения.

Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес сегмента компании "Вымпелком":

Сегодня одна из самых востребованных мобильных технологий – M2M. Это "межмашинное общение" "Машина" решает много задач и приносит больше пользы, когда подключена к сети. Технология помогает решать задачи мониторинга как за мобильными сотрудниками, так и за удаленными объектами, управлять автопарком, осуществлять удаленную диагностику оборудования. M2M-решения используются во многих сферах: банки и платежные терминалы, транспорт и логистика, безопасность, промышленные предприятия, потребительская электроника.

"Розничные банки, которые последние 2 года активно расширяют количество точек продаж, транспорт и логистика в основном заинтересованные в мобильных M2M-решениях. У торговли (мерчендайзеры, экспедиторы, агенты и продавцы различных отраслей) есть потребность удаленного доступа к корпоративной почте и базам данных компаний", – перечисляет сферы применения мобильных технологий руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес сегмента компании "Вымпелком" Евгения Григорьева. "Мобильные технологии сейчас активно используют транспортные компании, службы доставки, интернет-магазины. Цель их использования – получать информацию о местонахождении кого-либо или чего-либо, а также привлечь дополнительную аудиторию", – соглашается директор департамента информационных технологий RosLogistics Павел Баскаков.

Мобилизация бизнеса

"Конечная цель у любой компании, будь то российский бизнес или нет, – предлагать своим клиентам новые услуги и увеличивать свою выручку. И за последний год мы видим, что не только в Москве, но и в регионах компании все чаще используют мобильные технологии. Они хотят дать своим сотрудникам возможность эффективно взаимодействовать с партнерами и клиентами, сокращать операционные затраты и предлагать своим клиентам новые услуги", – отмечает Евгения Григорьева. Она абсолютно уверена, что в течение ближайших двух лет бизнес-модели российских компаний все больше будут идти по пути зарубежного опыта и смещаться в сторону "мобилизации".

В качестве примера мобильного офиса можно привести работу современных клиентских контактных центров, где очень популярна тенденция нанимать фрилансеров, работающих на дому. "Среди прочих преимуществ, использование фрилансеров, работающих на дому, позволяет компаниям нанять больше сотрудников, не ограничивая себя географическими рамками. В результате компании могут эффективнее удовлетворять нужды своих клиентов, будь то технические знания или опыт, а также языковые и культурные особенности", – подтверждает аналитик Frost & Sullivan Крейг Картье.

Павел Баскаков говорит, что его компания весьма активно пользуется мобильными технологиями. В частности, у RosLogistics много сотрудников, которые работают вне офиса. Компания предоставляет клиентам мобильный доступ к информации о статусе заказов, состоянии услуг.

Со своей стороны, председатель совета директоров "Алтайэнергобанка" Сергей Востриков указывает, что наибольшие конкурентные преимущества в банковском секторе получат те организации, которые смогут создать сеть оказания дистанционных финансовых услуг. "У нас давно работают интернет-банк, sms-банк, мы запустили межбанковскую программу "Мгновенные Деньги" и с помощью скоринговой системы Fico добились возможности одобрения кредита в течение 40 секунд удаленно по телефону", – перечисляет свои достижения Сергей Востриков.

"Банки осознают, что сегодняшние клиенты, особенно из числа молодых, часто используют мобильные устройства для получения информации от своих банков, – отмечает Крейг Картье. – Тенденция последних лет свидетельствуют о том, что все больше людей заходят в интернет, используя свои мобильные устройства. И современные банки должны адаптироваться к этой ситуации". Банки, постепенно подстраиваясь под глобальные тенденции, выпускают мобильные версии своих web-сайтов, делают некоторые услуги доступными через интернет, а также ищут возможности для обслуживания клиентов через нетрадиционные каналы, такие как социальные медиа. Стоит так же отметить, что популярность мобильных платежей также возрастет в ближайшее время, а это потребует от банков новых внедрений.

Скрытая угроза

"Однако нужно понимать, что помимо только позитивных эффектов, которыми традиционно пестрят рекламные брошюры, внедрение мобильных технологий сопряжено с целом набором потенциальных рисков, которые могут поставить под угрозу информационную безопасность бизнеса и даже стать причиной утраты контроля над компанией", – предупреждает Владислав Жуковский. Чем больше точек виртуального удаленного соприкосновения компании с клиентами, партнерами и сотрудниками, тем выше риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и утечки критически важных данных. Не говоря уже о том, что до сих пор не утихают скандалы, связанные с периодически всплывающей информацией о передаче тех или иных корпоративных данных операторами мобильной связи, интернет-провайдерами и разработчиками программного обеспечения правоохранительным структурам и спецслужбам.

"Отдельного внимания заслуживает вопрос о все более тесном переплетении интересов и связей между крупными транснациональными корпорациями и международными банками, с одной стороны, и спецслужбами развитых стран, с другой, – добавляет Владислав Жуковский. – По большому счету, задачи сохранения контроля над ключевыми производственными и управленческими технологиями, обеспечивающими доминирование экономически развитых стран над развивающимися, все чаще решаются за счет взаимодействия крупных корпораций и банков с спецслужбами стран их базирования".

Это же касается и вопроса ведения промышленного шпионажа и получения доступа к критически важной корпоративной информации и технологиям, которые также немыслимы без поддержки со стороны определенных государственных органов. Все это делает вопрос защиты информационных потоков и усиления контроля над мобильными технологиями крайне важным и актуальным как на корпоративном, так и на государственном уровне.

Максим Логвинов