CNews: Телеком B2B
Статья

М2М в России: следующий этап развития

Телеком B2B
мобильная версия

Участники отечественного рынка телематики оценивают его объем в 2011 г. в 2 млн sim-карт. Доля решений для мониторинга транспорта сократилась до половины против 80% в 2010 г. Следующие два лидирующих сектора – контроль финансовых терминалов, банкоматов и охранные системы. В 2012 году, по пессимистичным оценкам, ожидается рост рынка до 3,2 млн sim-карт.

Аналитики оценивают российский рынок М2М в 2011 г. в 2 млн sim-карт, например исследовательская компания iKS-Consulting. Участники рынка – поставщики решений – согласны с этой оценкой. Динамика многообещающая: ежегодный прирост и мирового, и отечественного рынка М2М-решений составит 50–70% вплоть до 2015 г. "Количество активных sim-карт на российском рынке к 2015 году достигнет 17–18 млн", – прогнозирует Евгения Григорьева, руководитель дирекции по маркетингу бизнес-сегмента оператора "Вымпелком".

Текущая ситуация

Еще год назад управление транспортом было главной сферой приложения М2М-решений в России. В 2011 г., по оценкам участников, доля сектора не превышала 50%. Другие отрасли также прочувствовали возможный экономический эффект от внедрения систем.

Оценки рынка, сделанные поставщиками, заметно отличаются, но все достаточно оптимистичны. По данным компании Omnicomm, российский рынок систем мониторинга транспорта в 2011 г. составил не менее 8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 50%. "Ведущие игроки прирастают на 100% в год", – уточняет заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов. "На рынке спутниковых систем мониторинга и управления транспортом сегодня настоящий бум", – говорит аналитик компании "Русские Навигационные Технологии" Алексей Киселев. – Рынок растет на 80-100% в год".

По мнению Сергея Пономарева, заместителя генерального директора компании "Эшелон" (поставщик противоугонных систем), объем российского транспортного рынка М2М в 2011 г. составил около 9-10 млрд руб. если учесть, что агентство Harbor Research оценило мировой рынок M2M на транспорте в 2011 г. почти в $1 млрд, то доля России – почти треть. Дальше будет только лучше. "В году нынешнем мы ожидаем удвоения суммы, а в 2013 г. цифра может приблизиться к 35-40 млрд", – прогнозирует Сергей Пономарев.

Количество М2М-терминалов, установленных на транспорте в России, тыс. штук

Источник: Банк "Открытие", 2011

Сектор ожидает не только количественное, но и качественное развитие. На Западе системы мониторинга транспорта стали частью комплекса управления логистическими процессами, в России процесс интеграции постепенно набирает обороты. "Становятся реальностью страховые программы, основанные на анализе манеры вождения водителя и последующего расчета годового тарифа", – приводит еще один пример Сергей Пономарев.

Зато технологическое отставание от Запада невелико. "Только в производстве чипов навигационных приемников используются не самые передовые технологические процессы. Но поскольку, в отличие от телефонов и мобильных компьютеров, в навигационных терминалах, устанавливаемых на транспорте, не слишком важны энергопотребление и массо-габаритные характеристики, то устаревший технологический процесс не играет особой роли, – считает эксперт. – Зато 90% российских приемников работают с двумя спутниковыми навигационными системами".

Кроме того, отечественные разработки обладают таким бесценным качеством, как вандалоустойчивость, их очень тяжело снять с автомобиля или повредить. "В сфере борьбы с изобретательностью недобросовестных водителей российские производители значительно опережают зарубежных разработчиков", – считает Станислав Емельянов. Сложные климатические условия также диктуют более жесткие, по сравнению с западными, требования к работоспособности оборудования. "По оценкам международных консалтинговых компаний, российский рынок М2М, как в количественных, так и в качественных показателях, находится на ведущих позициях в мире", – подтверждает Алексей Толмачев, коммерческий директор компании "Плюс Один".

Пока основной фокус внедрений М2М-решений на транспорте направлен на противодействие мошенничеству и злоупотреблениям. "Компания сразу получает ощутимый экономический эффект: экономию топлива за счет выявления слива горючего, отклонений от маршрутов (левых рейсов) и простоев техники, приписок пробега. Это пока превышает эффект от других факторов: возможности организации эффективных логистических маршрутов, снижения рисков ДТП, износа транспорта, – объясняет Алексей Толмачев. – Благодаря высокой экономической эффективности, решения легко продаются и имеют высокую маржинальность".

За 2011 год сфера применения М2М-решений в России значительно расширилась, хотя транспорт продолжает главенствовать. По словам Алексея Толмачева, на сегмент транспортной телематики приходится до 50% рынка М2М в России, примерно по 20% приходится на сегменты "банкоматы и платежные терминалы" и ЖКХ, около 10% занимает сегмент безопасности (безопасность транспорта, дачных и коттеджных домов). "Sim-карты используются в банкоматах, платежных системах, POS-терминалах", – говорит Евгения Григорьева. "Мы заметили активный рост М2М-рынка в области ЖКХ. В основном это внедрение телематических технологий для сбора показаний, например счетчиков электроэнергии или показателей расхода воды в коммунальном хозяйстве", – приводит пример Сергей Пономарев.

Поставщики решений декларируют, что М2М-решения обеспечивают недорогую и надежную организацию контроля дорогостоящих или жизненно важных объектов. На самом деле стоимость эксплуатации решения напрямую зависит от объема трафика, который генерируют sim-карты. Если вдруг по какой-то причине происходит сбой и карта начинает "общаться" чересчур активно, за трафик будет расплачиваться заказчик. По усредненным данным от аналитиков и поставщиков, стоимость трафика одной sim-карты, используемой в решении М2М, в России варьируется от 70 до 800 рублей.

Как ни странно, при прекрасной динамике развития поставщики решений М2М отмечают несколько сдерживающих развитие факторов. Во-первых, мешает привычка воровать. Зачастую генеральные директора вступают в сговор с руководителями транспортных подразделений и выручку от злоупотреблений делят между собой. Конечно, таким представителям бизнеса невыгодно внедрять системы контроля, и акционерам преподносится искаженная информация о затратах на внедрение и сроках окупаемости. Далее, основная экспертиза сосредоточена в столице. "Ведущие компании-интеграторы М2М-решений находятся в Москве. В регионах очень мало сильных местных игроков, способных предложить качественное и недорогое решение", – говорит Алексей Толмачев. На третьем месте стоит сервисная составляющая решений, дружелюбность интерфейса. "Зарубежные решения более "дружелюбны", более просто позволяют решать коммерческие задачи, в них выше качество документации и сервиса, но все эти особенности свойственны и любым другим цивилизованным товарам", – говорит Алексей Киселев.

Интересно, что качество покрытия сетей уже не является сдерживающим фактором. В худшем случае клиент может обратиться минимум к одному федеральному оператору, сеть которого охватывает регион.

Ближайшее будущее

За рубежом М2М-технологии применяются в энергетике, вендинге (автоматы по продаже напитков, газет), системах "умного дома". Активно развиваются сегменты потребительской электроники (навигаторы, e-reader’ы, персональные трекеры), здравоохранения. "В США, Канаде, Европе медицинские учреждения уже предоставляют услуги дистанционного мониторинга состояния здоровья своих пациентов благодаря специальным устройствам с sim-картами, – рассказывает Евгения Григорьева. – Это позволяет медицинским центрам отслеживать состояние своих пациентов по самым разным параметрам (давление крови, сердцебиение) и приглашать их на обследование в случае отклонения от нормы".

"За рубежом активно используются телематические браслеты для пациентов, позволяющие определять, например, сахар в крови больного, измерять пульс, отправлять всю информацию на сервер и даже вводить человеку необходимую дозу лекарства удаленно. При этом, врач имеет постоянный доступ к данным, сообщающим ему состояние всех пациентов, при помощи как своего рабочего компьютера в больнице, так и обычного планшета", – говорит Сергей Пономарев.

Благодаря М2М, время врачей используется более эффективно. Естественно, использование М2М-технологий в России, особенно в удаленных районах, очень актуально. Но реальных примеров постоянного мониторинга медицинских показателей пока нет. Решения используются в рамках развития телемедицины. Например, совместный проект Центра медицины катастроф Московской области и "Мегафона" по оборудованию навигационно-коммуникационного медицинского комплекса. Комплекс представляет собой ударопрочный кейс, в котором располагаются ноутбук, 3G-модем, микрофон, видеокамера и GPS/ГЛОНАСС модуль. Он может использоваться как в реанимобиле, в стационарных условиях, так и в составе полевых госпиталей. В то время, когда реанимобиль находится в пути, врачи в стационаре совместно с врачом в машине могут поставить предварительный диагноз, провести необходимую предоперационную подготовку, а также визуально оценить состояние пациента с помощью видеозвонка на борт реанимобиля и заполнить медицинскую карту.

Кроме того, в Центре медицины катастроф с помощью ГЛОНАСС/GPS осуществляется постоянный мониторинг местонахождения выехавших реанимобилей, чтобы в автоматическом режиме находить ближайшие к месту происшествия специализированные медицинские бригады и быстро отправлять их на помощь пострадавшим. ""МегаФон" организует закрытые каналы сотовой связи, используемые в телемедицине, для сохранения врачебной тайны", – рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. В Санкт Петербурге организована система "Забота", сотрудники которой постоянно находятся на связи с пожилыми людьми (у системы около 7000 абонентов).

Потенциал использования М2М в здравоохранении очень велик. По прогнозам компании research2guidance, в 2015 г. в мире более трети из 1,4 млрд владельцев смартфонов будут пользоваться мобильными медицинскими приложениями. "России необходимо еще как минимум 2-3 года, чтобы говорить о полноправном господстве телематики в сфере здравоохранения", – считает Сергей Пономарев.

Еще одна сфера применения – в системах "Умный город". М2М-технологии активно применяются в интеллектуальных транспортных системах (оптимизация городского транспортного потока – CNews) в США, Японии, Сингапуре. "Мы уже стоим на пороге использования таких систем, но реалии зарубежных городов несоизмеримы пока еще с Москвой, где ИТС должна заработать через год", – говорит Сергей Пономарев.

Прогнозы и мнения

По мнению Алексея Толмачева, перспектива российского рынка на 2012 г. – 3,5 млн sim-карт, на 2013 г. – рост до 6-7 млн sim-карт. "С запуском в рамках проекта ГЛОНАСС таких федеральных программ, как "ЭРА ГЛОНАСС", возможен взрывной рост рынка – за счет внедрения систем мониторинга в автотранспорте. Кстати, в Европе подобная программа eCall планируется к внедрению только с 2015 г.", – говорит он.

Ожидается рост такого показателя, как проникновение М2М-технологий. Евгения Григорьева считает, что в ближайшие 2 года Россия сможет догнать рынок Дании или Норвегии. По данным Berg Insight, показатель в Норвегии составляет 9%, в Дании – 7%. В целом в Европе 3%-ное проникновение М2М sim-карт, самый развитый рынок в Швеции – 17,9%.

Аналитики Harbor Research прогнозируют, что к 2014 году число беспроводных соединений М2М в мире вырастет до 490 млн, объем рынка M2M достигнет $16 млрд. По данным Berg Insight, в ближайшие 5 лет среднегодовые темпы роста мирового рынка М2М составят 32%. По оценкам аналитиков агентства, к 2015 году общее число мобильных соединений M2M достигнет 294 млн.

Наталья Анищук/CNews