Легко ли сменить оператора и сохранить номер?
Клиенты хотели бы иметь возможность менять провайдера услуг связи с сохранением номера. Законодатели читают, что российскому рынку это не нужно. В результате операторы предлагают бизнесу "маленькие хитрости".
В предвосхищении очередной волны экономического кризиса наиболее прозорливые CIO озаботились сокращением расходов, в том числе на телекоммуникации. Большинство клиентов выбирают провайдера по критерию цена/качество. "Для нас идеальный оператор – тот, который предложит самую низкую цену на свои услуги, обеспечит неизменно высокий уровень качества связи и обслуживания, - говорит руководитель отдела технического обеспечения компании "Форс" Дмитрий Трушкин. - Последнее тоже очень важно, потому что проблемы должны устраняться быстро, эффективно и не случаться вновь".
И поскольку качество и цены меняются во времени, гипотетически было бы невредно иногда менять оператора связи. Однако компании этого не делают. Редко когда есть выбор среди провайдеров последней мили в бизнес-центрах, а главным якорем для голосовой телефонии остается телефонный номер. Его смена влечет потерю самого дорогого - клиентуры. Руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "Вымпелком" Евгения Григорьева характеризует опасения предпринимателей следующим образом: "Да, изменение номера часто является блокирующим фактором при смене оператора, особенно для корпоративных клиентов. Рынок все больше движется в сторону мобилизации, и для многих наших клиентов мобильный номер – это весь бизнес".
Банк "Ренессанс Кредит" работает в 10-ти регионах с более чем 20-тью провайдерами телекоммуникационных услуг. Поскольку расходы на связь немалые, организация постоянно стремится их сократить. "Примерно раз в полгода мы тестируем новых операторов, сравниваем цены. Работаем с текущими провайдерами, если считаем, что цены завышены", - рассказывает руководитель направления поддержки ИТ-инфраструктуры "Ренессанс Кредит" Сергей Катков. Многие компании находятся в схожей ситуации. Возможность смены номера могла бы кардинально изменить ситуацию. У клиентуры появился бы новый рычаг давления на операторов.
Правда, стоит заметить, что экономический фактор редко оказывает решающее влияние, поскольку расходы на связь малы по сравнению с остальными статьями. Особенно это чувствуется при опросе крупных компаний. Скорее, стимулом может стать качество связи.
Немного истории
В Азии, на Западе давно действует услуга MNP (Mobile Number Portability, буквально переносимость мобильного номера). Однако ее появление возможно только при законодательной поддержке, поскольку внедрение соответствующих систем требует от операторов материальных затрат. По оценкам МТС, это мероприятие только для операторов "большой тройки" может обойтись примерно в $400 млн.
Услуга MNP родилась в Сингапуре в 1997 году. После принятия Европарламентом в 2003 году директивы "О всемирных услугах", в ЕС сохранность номера за абонентом закреплена законом, и сегодня ею пользуются жители большинства развитых стран. Все присоединяющиеся к Евросоюзу страны обязаны обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору. Примечательно, что внедрение MNP сразу сделало рынок более конкурентным. Аналитики Стэнфордского института экономических исследований отметили снижение цен на услуги связи в среднем на 4,5% при повышении ее качества. Комиссия Европейского сообщества зафиксировала падение цен на беспроводные сервисы на 4%, а в фиксированных сетях для национальных звонков падение достигло 11%. То есть критерии выбора оператора сильно ужесточились. Таким образом,
В России разговоры о вводе MNP идут с 2005 года. Не далее как в апреле этого года глава Минкомсвязи Игорь Щеголев популярно объяснил, что "услуга не интересует достаточное количество абонентов". Компании "большой тройки" солидарны с правительством. По оценкам МТС, в услуге переносимости номеров потенциально заинтересованы лишь около 2% абонентской базы. Но надо помнить, что с точки зрения доходности связистам невыгодно внедрение MNP.
Корпоративные клиенты придерживаются противоположной точки зрения. "Сохранение номера при смене оператора исключительно важно. Ведь многие деловые контакты строятся, в первую очередь, на телефонных переговорах. Порой смена номера равноценна потере важных контактов. Особенно если такие контакты возникают лишь время от времени и по инициативе "другой стороны", - категоричен Станислав Баранов, генеральный директор компании "Профессиональные и торговые автоматы". По его убеждению, сохранение номера устраняет и эту проблему, и искусственную привязку корпоративного клиента к оператору связи. "Если смена оператора с сохранением номера не будет сопровождаться непомерными платежами или какой-либо иной потерей средств, операторам придется бороться за клиента тарифами, сервисом, дополнительными услугами. Какой же потребитель от этого откажется?" - полагает он. "Для нас услуга MNP была бы очень актуальна – стало бы возможно более гибко подходить к формированию тарифных планов для обслуживания различных категорий работников", - отмечает Дмитрий Трушкин.
В результате лидирующие российские операторы предлагают услуги, которые облегчают клиентам смену номера. Естественно, за дополнительную плату. Например, "Вымпелком" разработал услугу "Легкий шаг", которая позволяет сменить номер и не волноваться о потере контактов. "После подключения услуги, при звонке на старый номер абонент будет получать информацию о новом номере в виде голосового сообщения или SMS, - рассказывает Евгения Григорьева. - Кроме того, можно настроит дополнительный функционал: сплошное оповещение - новый номер будет известен всем, кто звонит на старый; выборочное оповещение - новый номер узнает только тот, кого выберет клиент". За 2011 год количество пользователей услуги выросло более чем на 30%, около 60% пользователей - абоненты других сотовых операторов.
Немного о подводных камнях
Нечестно говорить, что только отсутствие MNP удерживает корпоративных клиентов. Предложения операторов во многом похожи, принципиальных отличий как в функционале, так и в ценах нет. Проблемы же есть у каждого провайдера, и сталкиваешься с ними уже после заключения контракта. Дмитрий Трушкин (его компания давно работает с пятью операторами и не собирается менять подрядчиков) называет основные недостатки деятельности операторов, которые влияют на корпоративную клиентуру.
Во-первых, тарифы на локальную и мобильную связь все еще остаются высокими по сравнению с тарифами крупных зарубежных игроков, при этом качество не всегда бывает удовлетворительным.
Во-вторых, сверхвысокие тарифы на роуминг. Правда, какие-то подвижки по их снижению уже наметились.
В третьих, несмотря на использование выделенных волоконно-оптических линий для доступа и передачи данных в интернете, работа каналов связи все еще не стабильна и к тому же для корпоративного сектора очень дорога. И последнее: практически все операторы предлагают широкий спектр услуг нового поколения (мобильный офис, облачные решения и т.д.). "Однако стоимость их столь высока, что мы не готовы ими воспользоваться”, - говорит Дмитрий Трушкин.
То есть, сменив поставщика, компания все равно получает некий набор проблем. И сохранение номера тут не поможет.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2837