CNews: Телеком B2B
Статья

Крупный бизнес: особенности коммуникаций

Телеком B2B

Возможность организации связи и передачи данных является ключевым элементом успешного развития современных корпораций. Но чем сильнее разветвлена структура, тем сложнее обеспечить прозрачную систему коммуникаций для поддержки всех бизнес-процессов компании. Выручает конвергенция технологий.

Любой холдинг, корпорация или группа компаний обладает унаследованной инфраструктурой, которая может сильно отличаться у подразделений и офисов. А учитывая поглощения и объединения компаний, набор систем связи может представлять собой крайне разнородную среду, представленную оборудованием и решениями от различных поставщиков. В таких условиях очень сложно обеспечить сокращение издержек. Поэтому, для повышения качества коммуникаций и оптимизации ИТ-бюджета, перед специалистами стоит задача унификации, сокращения количества разрозненных систем и каналов связи, арендуемых у провайдеров услуг. Многие не прочь сократить число самих провайдеров-партнеров.

"Никаких кардинальных изменений на рынке корпоративной связи в 2012 г. не произошло. Заказчикам по-прежнему интересны решения, которые позволяют объединить разрозненные офисы в единую информационную сеть передачи голоса и данных, провести интеграцию мобильной и фиксированной связи, – комментирует Сергей Коношенко, директор департамента информационной безопасности компании "Кабест". – Среди основных требований, предъявляемых сегодня, я бы выделил надежность и масштабируемость сетей".

Проводная телефония как основа

Первым и основным элементом телекоммуникационной среды компании является телефония. Голосовая связь востребована для разрешения внутренних задач, коммуникации с клиентами и партнерами, а также совершения оперативных запросов в удаленные подразделения и офисы. Отсутствие централизованной телефонии неизбежно приводит к дополнительным затратам, так как вызовы используют городскую телефонную сеть и междугородние каналы связи. К тому же запутанные планы нумерации и отсутствие справочников, связанных с глобальными каталогами пользователей (LDAP, Active Directory), усложняют вызовы и заставляют сотрудников тратить дополнительное время на поиск нужных коллег. "Таттехмедфарм", создав единую корпоративную сеть связи, сократил расходы на междугороднюю телефонию в 2 раза.

Чтобы интегрировать системы телефонной связи, крупным компаниям нередко приходится переходить на единый стандарт телефонного оборудования, выбирая того или иного вендора. Конечно, существуют возможности интеграции систем от различных поставщиков. Но на практике подобные решения оказывают ограниченными по функциональности и не позволяют создать условия для дальнейшего развития коммуникационной среды: перехода к конвергентным коммуникациям, внедрение систем видеоконференцсвязи (ВКС) и так далее.

Еще одна общая черта телекоммуникаций крупных корпораций – обязательное наличие бесплатного федерального номера для входящих звонков с фиксированных и мобильных номеров. "Мы первыми в России стали предоставлять услугу бесплатного звонка в наш контакт-центр на короткий номер 0530 с мобильных телефонов операторов "большой тройки". Сейчас мы занимаемся популяризацией услуги, расширением числа операторов за счет региональных операторов мобильной связи", – говорит руководитель дирекции инфраструктуры и сервисов "Росгосстрах" Олег Куценко.

Мобильная связь

Малые компании не всегда используют возможности комплексного обслуживания мобильных абонентов. Но представить себе крупную компанию без корпоративного мобильного контракта просто невозможно. "Мобильные сервисы используются нами как для связи, так и для передачи данных. В основном для удаленного доступа к сервисам компании корпоративных мобильных пользователей и для обеспечения основным или резервным каналом передачи данных офисов, в которых невозможно организовать связь традиционными наземными технологиями либо качество этой связи не удовлетворительно", – поясняет Олег Куценко. По словам Алексея Назарова, директора по маркетингу бизнес-сегмента компании "ВымпелКом", растет спрос на организации интернет-доступа с мобильных устройств сотрудников компаний-клиентов через сервер самого клиента. "Это связано с желанием клиента самостоятельно контролировать доступ сотрудников к тем или иным интернет-ресурсам", – поясняет он.

Руководство пользуется не только голосовой связью, но и интернет-доступом, причем зачастую к корпоративным ресурсам. Также особенность деятельности топ-менеджмента корпораций – частые поездки, в том числе за границу. Поэтому оптимизация затрат на мобильную связь играет важную роль. Нередко переход от филиального обслуживания к централизованному сервису приносит компании немалые преимущества. В частности, возможность выгодных звонков между абонентами одного контракта гарантирует снижение затрат на мобильную телефонию и выход в сеть интернет.

Немаловажную роль играет также возможность подключения различных устройств, таких, как банкоматы, терминалы, автомобильные системы навигации, пункты самообслуживания и так далее. Стремясь унифицировать работу с оператором, современные компании стремятся подключить автоматизированные устройства в рамках того же контракта, что и живых абонентов. Все это требует глубокого проникновения мобильных систем в инфраструктуру компании.

При этом многие крупные корпорации предвкушают возможности, которые откроет для корпоративного телекома появление сетей 4G. "Сети LTE, после их внедрения, будут для нас интересны для передачи данных. Текущие возможности операторов мобильной связи при прочих равных не могут конкурировать с DSL-технологиями. Они рассматриваются нами только как вариант, когда наземный широкополосный доступ организовать невозможно", – отмечает Олег Куценко.

Один из современных трендов, определяющих требования крупных корпоративных клиентов, – запрос на предоставление качественного сигнала мобильной сети на территории предприятий. "Операторы удовлетворяют подобные запросы, когда это экономически целесообразно. Чаще всего запросы на предоставление адресного улучшения покрытия приходят от крупных производственных компаний, например атомных электростанций или компаний по добыче полезных ископаемых. Желание улучшить покрытие обычно связано с необходимостью пропускать больший объем трафика. Потому в подобных случаях мы сразу предлагаем клиенту весь комплекс услуг, повышающий эффективность коммуникаций, в частности услуги создания технологической телефонной сети на базе сети мобильной связи", – поясняет Алексей Назаров.

Сочетание технологий

Хорошим способом интеграции является применение конвергенции фиксированных и мобильных сетей, называемой также FMC (FixedMobileConvergence). Именно такой подход позволяет полностью объединить мобильные и фиксированные сети связи. В случае применения FMC осуществление вызова происходит единообразно – независимо от того, воспользуется ли абонент своим телефоном на рабочем месте или мобильным терминалом.

Существует два способа реализации FMC – развитие собственной инфраструктуры на базе современных АТС, использующих различные каналы для организации вызовов (высокие капитальные затраты, но низкие – операционные), а также получение подобной услуги от оператора связи (низкие капитальные затраты, но высокие – операционные). Следует отметить, что с 2008 г. в России стали доступны готовые сервисы FMC – сначала их предложил "ВымпелКом" за счет приобретения проводного оператора Golden Telecom, а потом уже другие провайдеры. В любом случае современные компании могут заказать полный спектр услуг для офиса у одного оператора, который будет заботиться как о мобильных сотрудниках и устройствах, так и об офисной телефонной инфраструктуре.

Около 70% всех клиентов услуги FMC от "Билайн" являются ключевыми национальными клиентами оператора. "Это связано в первую очередь с тем, что существуют определенные требования к организации телефонной сети на стороне клиента для подключения услуги FMC. К таким требованиям относится наличие телефонной станции (АТС) в офисе клиента и подключение этой АТС к фиксированной сети "Билайн" по PRI-потоку (поток Е1) или по протоколу SIP", – объясняет Алексей Назаров.

Как отмечает Александр Кононов, инженер связи компании "Паллада Торг", использование конвергенции фиксированных и мобильных сетей позволяет исключить необходимость развития собственной инфраструктуры, что особенно актуально для крупных и разветвленных компаний. В результате заказчик фактически становится потребителем облачного сервиса коммутации вызовов и использует виртуальную телефонную сеть, созданную на базе сети провайдера связи.

"Мы используем FMC для телефонизации наших офисов продаж. Технология позволяет нам строить корпоративную телефонную сеть компании, используя сеть оператора. При этом мы получаем все преимущества корпоративной телефонной сети, такие, как: удобная короткая нумерация; сокращение затрат на услуги связи без серьезных капитальных затрат, которые необходимы при создании корпоративной IP телефонии", – рассказывает Олег Куценко.

Корпоративная сеть

Еще одним актуальным для многих компаний вопросом является создание единой корпоративной сети. Для обеспечения эффективной работы всех бизнес-процессов в большинстве случаев необходимо сформировать распределенную сеть WAN, обеспечивающую безопасный и надежный доступ к корпоративным ресурсам во всех подразделениях компании.

"В идеале сеть должна быть спроектирована и настроена таким образом, чтобы обеспечивалась ее способность к самовосстановлению случае любых сбоев: аварий на каналах связи, выхода из строя отдельных узлов, деградации качества каналов связи. Сегодня существует целый спектр инструментов для этого, включая, например, резервируемые топологии и MPLS Fast reroutrе link node protection", – отмечает Артем Соколов, заместитель технического директора компании "Техносерв". Именно из-за необходимости обеспечения высокого уровня надежности, задачи построения распределенных сетей чаще всего поручаются крупным интеграторам, способным не только обеспечить скорость, но и гарантировать высокий уровень доступности ресурсов".

Наиболее надежной считается "звездная" архитектура сети, когда филиалы соединены с центральным офис собственными каналами. Но это и самый дорогостоящий вариант, поскольку километраж сети резко возрастает. Зато в случае обрыва на одном из "лучей" звезды бизнес останется работоспособным. В последнее время распространены следующие требования к пропускной способности корпоративных каналов передачи данных: магистрали – 1–10 ГБ/с, местные каналы, последние мили – 20 МБ/с. Еще пару лет назад корпорации только задумывались о гигабайтах. Кроме того, все чаще корпорации резервируют инфраструктуру, например Центробанк РФ дублирует каналы с помощью спутника.

"К сожалению, не все операторы связи могут гарантировать сервис 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, в том числе и в отдаленных российских регионах. Мы пошли по пути создания собственной диверсифицированной телекоммуникационной инфраструктуры и решили использовать несколько операторов связи и сети интернет, – комментирует Сергей Королев, менеджер по развитию телекоммуникационной инфраструктуры пивоваренной компании "Балтика". – Созданная структура обеспечивает бесперебойное функционирование ИТ-процессов регионального завода с доступом в центральный вычислительный центр компании даже в случае локального или глобального сбоя у одного из операторов связи".

Вторым аспектом в области создания корпоративных сетей является защита каналов передачи данных. Поскольку корпоративная сеть должна быть полностью закрыта от посторонних, объединение офисов происходит при помощи каналов VPN, построенных на базе магистральных сетей одного или нескольких операторов. "Важную роль в создании единого корпоративного пространства играет безопасность при передаче данных, которая достигается путем шифрования, – сказал Вадим Габель, директор по маркетингу компании Netcube. – Однако сложность совмещения российских требований к шифрованию данных и международных стандартов, используемых в решения ведущих поставщиков готовых решений, значительно усложняет реализацию подобных проектов. Из-за этого нам нередко приходится применять одновременно продукты зарубежных и российских разработчиков".

Удаленные сегменты или пользователи корпоративных информационных систем подключаются к инфраструктуре компании через сети связи общего пользования с использованием одной из двух технологий защиты информации: IPSec VPN и SSL VPN. Первый вариант используется в основном для организации канала между достаточно крупными подразделениями, когда применение выделенного устройства оправдано с точки зрения затрат на его закупку и содержание. Технология SSL VPN чаще применяется для шифрования трафика между рабочей станцией и шлюзом. Она требует наличие выделенного устройства только на стороне, предоставляющей информационные сервисы, а для рабочей станции нужны лишь установка специализированного ПО и доступ к сети передаче данных. "Основными заказчиками сервиса IP VPN являются банки, которые с его помощью организуют свои внутрикорпоративные сети передачи данных для обмена информацией между отделениями", – говорит Алексей Назаров.

По данным "ВымпелКома", растет спрос на проекты по организации защищенной сети передачи данных для территориально распределенных компаний как со штаб-квартирами в Москве или Санкт-Петербурге, так и за рубежом. По итогам 2012 г. число таких проектов выросло более чем на 75% по сравнению с 2011 г.

Полный аутсорсинг

Управление корпоративной сетью для крупных компаний, как правило, является очень сложной задачей, требующей высокоуровневой экспертизы и привлечения значительного количества ИТ-специалистов. Именно поэтому корпорации и холдинги либо выделяют отдельную структуру для обеспечения работоспособности телекоммуникационной среды, либо передают этот процесс на аутсорсинг провайдеру услуг связи.

"С внедрением в 2011 г. единой корпоративной учетной системы возникла необходимость объединить все филиалы в корпоративную сеть, чтобы информация курсировала по защищенным каналам. Так же мы учли необходимость надежной аудио- и видеоконференцсвязи, – рассказывает директор ИТ-департамента группы компаний "Росводоканал" Дмитрий Болотюк. – Сначала мы пробовали "надстраивать" VPN поверх существующей сети – появились проблемы с взаимодействием оборудования. Немного позже мы выяснили, что наш трафик мог ходить из Сибири в Москву через Европу. Желания экспериментировать хватило месяца на три, после чего мы задумались о едином провайдере".

Полный спектр обслуживания: организацию мобильной и фиксированной связи, поддержку мобильных абонентов, предоставление широкополосного доступа для выхода в интернет и работы бизнес-систем – все это порой можно получить у одного оператора. Исключение составляют "последние мили", которые в силу региональный специфики бизнеса часто принадлежат исключительно местным провайдерам.

Такой подход позволяет оптимизировать затраты на ИТ, упростить внутреннюю инфраструктуру компаний и переложить ответственность на стороннего исполнителя. Впрочем, для успешной реализации проекта необходимо выбрать действительно надежного партнера, который сможет обеспечить нужный уровень надежности и доступности телекоммуникационных сервисов. А получается это не всегда.

Чтобы найти решения для подобных ситуаций, системные интеграторы плотно сотрудничают с поставщиками услуг связи, совместно создавая надежные инфраструктуры, обеспечивающие необходимый уровень производительности, доступности и защищенности, а также соответствие требованиям закона в области шифрования и безопасности. "Примечательно, что зачастую крупные клиенты являются инноваторами и тестируют новые услуги вместе с операторами, в итоге становясь их первыми пользователями", – заключает Алексей Назаров.

Андрей Шуклин