CNews: Телеком B2B
Статья

Корпоративная связь: тарифы падают, а качество растет

Телеком B2B

Связь играет важную роль в работе любой компании. Расходов на телеком не избежать, но большинство руководителей считают сегодняшние тарифы завышенными, несмотря на их ежегодное снижение. Организации стремятся оптимизировать затраты, приобретают специальные пакеты услуг. Но в результате не столько экономят, сколько повышают качество сервиса.

Стремясь к привлечению абонентов, операторы во всем мире практикуют снижение тарифов на сотовую связь и передачу данных. Эта тенденция заметна как в разрезе предоставления услуг физическим лицам, так и в рамках корпоративных тарифов. Однако в случае с обслуживанием организаций ситуация выглядит несколько более запутанной, ведь стоимость корзины услуг В2В зависит от гораздо большего количества факторов.

Динамика тарифов

В последнее время большую популярность среди пользователей корпоративных тарифов получили безлимитные предложения для осуществления междугородних и международных вызовов. Согласно данным операторов, современные предложения позволяют заказчикам общаться с партнерами по бизнесу в других городах и странах, экономя до 90% от стандартной цены при использовании даже 50% включенных минут.

И это не удивительно. Согласно данным исследования ComNews Research, проведенного в мае 2012 г., за последний год уровень цен на безлимитные корпоративные тарифы, к которым подключаются менеджеры высшего звена в крупных компаниях, снизился на 12% по стране в среднем. При этом некоторые операторы уменьшили стоимость звонков до 40%, стремясь к активной конкуренции за новых и уже существующих бизнес-заказчиков. Средняя стоимость безлимитной корзины услуг на одного абонента составила 3730 руб. на одного абонента по стране и почти 4220 руб. в Москве и Московской области.

Источник: ComNews Research, 2012

Клиенты операторов связи признают: тарифы становятся дешевле. Современные операторы предлагают различные варианты обслуживания, специальные программы, тарифы и опции, поэтому для достижения желаемого результата необходимо тщательно прорабатывать принципы обслуживания и тарификации вместе с менеджером от оператора связи.

"За три последних года цены на связь и интернет значительно снизились. Однако нам бы хотелось также заметного снижения стоимости звонков в роуминге, так как компания обслуживает 11 участков в Алтайском крае и Республике Алтай, а сотрудники постоянно ездят в командировки, – отмечает Карина Тепанян, советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ компании "Газпром газораспределение Барнаул". – При этом мы еще не освоили все возможности корпоративных тарифов оператора. Главным образом нам нужна гарантированно надежная, но при этом дешевая связь, а также личный менеджер, который всегда и в любой ситуации поможет решить ту или иную проблему".

Комфорт и доступность

Основными преимуществами корпоративной связи являются отложенная оплата услуг, удобство безналичного платежа, а также выигрыш в цене, обусловленный количеством пользователей и длительностью сотрудничества, отмечает Андрей Сокольский, представитель компании Pioneer в России. "Однако если компания небольшая, то тариф сопоставим с розничным. Нам бы хотелось увидеть дальнейшее снижение стоимости тарифов и повышение качества корпоративного обслуживания", – поясняет он. Представительство компании Pioneer в России в качестве корпоративного пользователя телекоммуникаций можно сопоставить с компаниями из сектора СМБ.

Таким образом, важную роль играет доступность связи и комфортность обслуживания. Крупным корпоративным клиентам всегда выделяется персональный менеджер, который отвечает за обслуживание и предоставление заказчику всех необходимых сервисов, эти же бонусы хотят получить и представители СМБ.

При этом федеральные операторы все же имеют серьезное преимущество перед региональными за счет наличия устойчивого и выгодного сервиса на всей территории страны. Именно это и обеспечивает им конкурентные преимущества, так как стоимость корзин услуг таких операторов, как СМАРТС или Теле2, иногда оказывается более чем в 1,5 раза дешевле, чем у представителей "большой тройки".

Источник: ComNews Research, 2012

"Наша компания обслуживает сложную медицинскую технику в различных регионах России. Поэтому самое главное для нас – обеспечить надежную связь между инженерами, которые могут находиться, например, в Новосибирске и Краснодаре, – комментирует референт директора компании "Медис". – Поэтому мы оплачиваем полный спектр услуг связи для наших сотрудников, включая местные и междугородние вызовы, роуминг и доступ в интернет".

Политика операторов

Насыщение российского рынка сотовой связи составляет около 160%, что объясняется использованием нескольких SIM-карт частными пользователями, а также дублированием услуг на корпоративном и личном телефоне. Поэтому операторы активно борются друг с другом, стремясь увеличить базу корпоративных заказчиков. В частности, на сегодня корпоративная база "ВымпелКома" составляет более 250 тыс. абонентов, и оператор продолжает ее расширение, привлекая как крупных заказчиков, так и клиентов начального уровня.

За год с августа 2011 г. по август 2012 г. доля абонентов "Билайн" на корпоративных пакетных тарифах в Москве увеличилось на 10%. Конечно, от региона к региону лидерство меняется, но политика схожа: ставка на корпоративный сектор заставляет провайдеров активно развивать сервисы B2B, повышать качество обслуживания, делать "индивидуальные" ценовые предложения.

Мобильный интернет

Активное использование мобильного интернета со стороны бизнеса обусловлено как тенденцией развития технологий, так и гибкими ценовыми предложениями со стороны операторов. За последние 3 года появилось множество тарифных опций, позволяющих одновременно оптимизировать затраты на мобильный интернет и не менять текущий и привычный тарифный план, который выбирается в основном исходя из стоимости голосовых вызовов. Наиболее популярные сегодня тарифные опции для мобильного доступа в интернет предполагают отсутствие ограничений по трафику. Но даже при оплате объемов скачанной информации, средняя цена 1 Гб снизилась в десятки раз.

Пакеты услуг

Еще одно преимущество корпоративного обслуживания – это готовые решения от операторов. Например, для клиента, который планирует открыть дополнительный офис или филиал, поставщики телекоммуникационных услуг предлагают решения, основанные на предоставлении услуг FMC и доступа в интернет через 3G-роутер. Использование таких пакетов позволяет телефонизировать недавно открытый офис за один день и включить его в корпоративную сеть головного офиса.

"В 2013 г. мы прогнозируем сохранение и увеличение спроса на пакетные предложения. Аналогично мировому опыту, корпоративные клиенты России в 2013 г. все чаще будут использовать тарифы, включающие и голос, и передачу данных. Тарифы "Лидер общения", "Идеальный баланс" и "Формула свободы" позволят нашим клиентам и в Москве и в регионах использовать "готовые" предложения с различными объемами включенного трафика за фиксированную ежемесячную плату", – отмечает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом".

Корпоративные или личные расходы

Далеко не все компании готовы и хотят оплачивать расходы сотрудников на личную сотовую связь. Одни решают этот вопрос путем компенсации фиксированных сумм на звонки, другие – используют корпоративные тарифы для снижения стоимости звонков внутри компании и получения дополнительных преимуществ. Этому способствуют также дополнительные сервисы от операторов. Например, абоненты "ВымпелКома" могут воспользоваться услугой "Мобильный бюджет", которая предоставляет возможность разделения затрат с автоматическим импортированием информации в бухгалтерскую систему.

Другое интересное предложение – возможность создания корпоративного тарифа при полной оплате звонков сотрудниками. В данном случае сохраняются преимущества звонков внутри контракта, но при этом компания не несет ответственности за расходы, сделанные персоналом, и может использовать данную услугу как опцию в своем социальном пакете.

Переход к унифицированным коммуникациям

Последние несколько лет наблюдается большой рост популярности на рынке корпоративной IP-телефонии, благодаря чему тарифы на звонки снижаются и у традиционных операторов связи, считает генеральный директор компании Tekmi Кирилл Грош. "Сегодня компании становятся более требовательными к качеству связи. Активно растет интерес к сервисам "объединенных коммуникаций", которые предоставляют больше возможностей по интеграции традиционных услуг операторов с другими сервисами: CRM, электронной почтой и др. То есть компании ждут от операторов единую платформу для всех способов связи либо тесной интеграции с ними", – говорит он.

Кроме того, сегодня у каждого сотового оператора можно приобрести сервис "Мобильный офис", обеспечив защищенные подключения сотрудников к корпоративной сети, где бы они ни находились. При этом сохраняется доступ ко всем корпоративным приложениям и полная функциональность специалиста.

Подводя итоги, можно сказать, что рост корпоративного рынка в 2013 г. будет обусловлен не только корпоративными тарифами, но и активным потреблением дополнительных услуг.

Андрей Шуклин