CNews: Телеком B2B
Статья

Как выгоднее создавать корпоративную сеть?

Телеком B2B
мобильная версия

Современные компании все чаще стремятся оптимизировать затраты на информационные технологии, и строительство корпоративных сетей не является исключением. Создавать инфраструктуру самостоятельно, управлять существующими подключениями офисов или заказывать сервис у оператора? Выбор определяет экономика.

Сложность телекоммуникационной инфраструктуры напрямую зависит от того, какие задачи приходится решать компании в конкретном филиале. Простейшую сеть несложно создать и своими руками, установив в стойку с серверами коммутационное оборудование и проложив необходимые кабели (СКС). При этом ее необходимо интегрировать в корпоративную сеть, соединив с центральным офисом и другими подразделениями, а также обеспечить сети поддержку и обслуживание. Для этого необходимы специальные ресурсы, что не всегда входит в планы и вписывается в бюджеты небольших компаний и представительств межрегиональных холдингов.

Представители малого бизнеса, как правило, не берут на полный рабочий день даже сетевого администратора – он приходит к ним по требованию или на несколько часов. Поскольку рынок уже привыкает к сервисной модели, для многих компаний логичен переход к созданию и эксплуатации корпоративной сети в виде услуги. В данном случае сеть изначально строится и обслуживается оператором, который предоставляет услуги по обеспечению безопасности передаваемых по сети данных, гарантирует определенную скорость и качество передачи, поддержку пользователей и другие сервисы за ежемесячную абонентскую плату. "По информации ведущих исследовательских агентств, в России, как и во всем мире, предоставление комплекса услуг по строительству и обслуживанию инфраструктуры клиента является одним из динамично развивающихся сервисов передачи данных и аутсорсинга", – комментирует Владимир Пащенко, старший менеджер отдела услуг передачи данных и интернета департамента маркетинга фиксированной связи компании "ВымпелКом".

Более того, офисы малых и средних компаний в подавляющем большинстве случаев располагаются на арендованных площадях бизнес-центров, и оператора связи в таком случае приглашает именно арендодатель. Владельцу здания, по сути, создание такой сети ничего не стоит, в то время как бизнес-центр становится более привлекательным для арендаторов благодаря наличию готовых портов СКС и разнообразных услуг связи. Компания, у которой нет ни ресурсов, ни желания строить сеть самостоятельно, с удовольствием арендует офис, где все уже готово для полноценной работы, одновременно получая от оператора полный спектр услуг для организации связи между офисами.

Несколько иная ситуация складывается с крупными межрегиональными компаниями. Многие из них уже создали корпоративную сеть передачи данных, объединяющую офисы в различных регионах, а иногда – в различных странах. При этом некоторые компании изначально выбирают партнера среди операторов и подписывают с ним специальное соглашение, в рамках которого провайдер связи становится основным поставщиком телекоммуникационных услуг. Предоставляя VPN-каналы на базе своей магистральной сети, он обеспечивает безопасную передачу конфиденциальных данных внутри виртуальной сети корпорации, причем, как правило, по сниженным расценкам. Если же компании необходимо открыть новый офис, где не планируется нанимать в штат ИТ-персонал, мысль обратиться к оператору с запросом на создание и обслуживание нового сегмента сети напрашивается сама собой. "Каждый корпоративный клиент, который пользуется нашими услугами по передаче данных, использует инфраструктуру "Билайн" для решения своих бизнес-задач, то есть клиенты уже передали задачу по созданию и поддержке сетевой инфраструктуры профессиональной команде специалистов", – отмечает Владимир Пащенко.

Облачный подход

Преимуществом всех облачных услуг является их полная передача на откуп поставщику. Клиент не должен беспокоиться о том, каким образом и при помощи каких технических средств ему предоставляют сервисы. То же самое происходит и в случае построения сети. Заказчик лишь делает заявку оператору о том, какие задачи ему нужно решить, а последний подбирает решение из имеющихся. Такой подход позволяет минимизировать затраты на создание инфраструктуры, но при этом делает затруднительным решение специфических задач связи. "Для нас системная интеграция – это сочетание целого комплекса услуг связи, – отмечает Денис Рычка, представитель компании "Акадо Телеком". – Комплексные проекты по системной интеграции позволяют нам предложить оптимальные решения для таких объектов, как производственные, офисные и складские помещения, спортивные и учебные сооружения, гостиницы и пансионаты, а также загородные коттеджные поселки".

Безусловно, примерно у 70% заказчиков стандартные запросы к созданию инфраструктуры – им необходима прокладка компьютерной сети, брандмауэр на выходе в интернет, IP-телефония и еще несколько сервисов, перечень которых зависит от специфики бизнеса. Им достаточно выбрать из портфеля сервисов оператора необходимые услуги и просто начинать работу. "Передача обслуживания и управления оборудованием оператору связи снимает необходимость развития и сохранения собственного штата экспертов, отвечающего современным требованиям крайне быстро развивающегося рынка информационных технологий", – отмечает Анна Жданова, старший менеджер департамента маркетинга фиксированной связи компании "ВымпелКом".

Что представляет собой сеть от оператора

Следует отметить, что основной бизнес любого оператора связи – это предоставление услуг доступа к своим сетям. Любую непрофильную активность лидеры рынка стремятся передать на аутсорсинг или передаться инсорсинговым компаниям. Именно поэтому задачи по строительству сетей для клиентов чаще всего выполняют небольшие региональные субподрядчики.

Самостоятельно операторы связи, как правило, не строят даже те сети, на базе которых происходит оказание услуг арендаторам бизнес-центров. Прокладку кабелей на одном объекте могут осуществлять монтажники сразу нескольких небольших компаний, которые еще не готовы самостоятельно вести проекты как системные интеграторы. Благодаря этому снижается стоимость проекта, так как цена порта у специализированных компаний может начинаться от 1000 руб. и расти вплоть до 10 тыс. руб., в зависимости от профиля компании, особенностей объекта и других параметров. Следует отметить, что при обращении к интеграторам цены в регионах почти не отличаются от московских.

Индивидуальный пошив

Рост популярности операторских услуг приводит к тому, что интеграторы постепенно теряют нишу малого бизнеса, уступая ее провайдеру связи с унифицированным набором услуг. Но в сегменте крупного бизнеса пока складывается совершенно иная ситуация. Далеко не каждая крупная компания готова отказаться от собственных сетей, и тому есть сразу несколько причин. Во многом камнем преткновения является именно облачный подход к оказанию услуг. Политика безопасности, высокие требования к надежности и другие аспекты деятельности корпораций нередко требуют использования услуг как минимум двух операторов связи для создания основного и резервного канала. В этом случае передача строительства сетей провайдеру телематических услуг оказывается затруднительным. Дополнительные сложности вносят специфические запросы, относящиеся к дублированию, резервированию и защите каналов связи.

Вообще крупный бизнес, стремясь к своим корпоративным стандартам, старается использовать собственную ИТ-службу, зачастую выделяя из своего состава инсорсинговую компанию, занимающуюся вопросами ИТ. Поэтому сегодня существуют заказчики, которые даже в арендованных офисах строят вычислительные сети самостоятельно, делая это в точном соответствии с принятыми стандартами. При нехватке ресурсов или квалификации они привлекают специализированные компании, имеющие достаточный опыт и партнерские статусы у производителей. Сотрудничество с системными интеграторами позволяет им создавать индивидуальные решения, а также получать хорошие скидки на приобретение оборудования и ПО.

Однако операторы уже стремятся создавать индивидуальные решения по запросам заказчиков: "В техническом решении, которое готовят индивидуально под проект, по возможности учитывается действующая инфраструктура клиента", – комментирует Анна Жданова.

В настоящее время операторы связи осваивают нишу нижнего сегмента рынка, предлагая организацию и комплексное обслуживание сетей, главным образом, представителям среднего и малого бизнеса. Скорее всего, 2013 г. пройдет именно под девизом строительства корпоративных сетей, охватывающих бизнес-центры и небольшие офисы. Однако впоследствии сети операторов могут распространиться и на более удаленные объекты, частные офисы и даже производственные площадки. Но для того чтобы предоставлять услуги наиболее требовательным корпоративным заказчикам, оператору придется либо самому становиться системным интегратором, либо сотрудничать с последним. Таким образом, через некоторое время станут возможными весьма сложные проекты по созданию и обслуживанию сетей, вести которые будут сегодняшние системные интеграторы, но под брендом того или иного оператора связи.

Андрей Шуклин