Что умеют виртуальные АТС?
Повышение "мобильности" персонала и стремление сэкономить приводит к тому, что компании начинают отказываться от офисных АТС в пользу виртуальных решений, объединяющих фиксированные и сотовые телефоны. Наиболее активный спрос на такие продукты наблюдается со стороны СМБ, крупные компании предпочитают развивать собственную инфраструктуру.
Недавно на LinkedIn был проведен опрос, который показал, что сегодня треть офисных работников являются мобильными, то есть большую часть рабочего времени проводят вне рабочего места. Для полноценной деятельности им требуются все виды коммуникаций, и поэтому от мобильного телефона они ожидают полного набора корпоративных функций. Такие услуги можно реализовать только с помощью виртуальной АТС (ВАТС) с опцией FМС (Fixed Mobile Convergence), которая интегрирует сотовый телефон в офисную сеть. Кроме того, как минимум 25% опрошенных находятся в офисе и пользуются мобильной связью в служебных целях, а 75% людей, участвующих в опросе, считают, что через некоторое время мобильные телефоны полностью вытеснят фиксированные.
"Кончину фиксированной связи предрекают давно, но вряд ли это сбудется. Поэтому можно смело утверждать, что мы стоим на пороге бума рынка виртуальных АТС, в том числе с поддержкой FMC", – комментирует директор департамента голосовых решений "Энвижн Груп" Иван Дементьев. "С начала текущего года абонентская база услуги растет в среднем на 10-15% в месяц", – подтверждает менеджер отдела голосовых услуг департамента маркетинга "Вымпелкома" Владимир Гретченко. Однако мало кто из экспертов решается оценить объемы сегодняшнего рынка ВАТС. "Опираясь на динамику числа предприятий малого и среднего бизнеса, мы оцениваем рынок услуги московского региона в $20-25 млн", – говорит Владимир Гретченко.
Своя АТС ближе к телу
Речь не случайно идет именно о предприятиях малого и среднего бизнеса. Ни одна из крупных компаний, опрошенных CNews, не пользуется услугами виртуальных АТС. "Мы не пользуемся услугами виртуальной АТС для объединения фиксированной и мобильной связи по следующим причинам: отсутствие потребности наших потребителей в едином номере; услуги по такой виртуализации достаточно дороги и, по нашим оценкам, на 20–30% увеличат счета компании на связь; мы используем иную схему работы, при которой наш пользователь при желании может самостоятельно установить/отменить переадресацию звонков со своего рабочего номера на мобильный", – поясняет директор департамента информационных технологий RosLogistics Павел Баскаков.
"Услугами виртуальных АТС мы не пользуемся. У нас есть свои локальные сервисы телефонии. Проводная телефонная связь обеспечивается локальной IP-АТС, а беспроводную связь внутри компании нам обеспечивает DECT-система в связке с той же локальной IP-АТС", – рассказывает генеральный директор компании "Финам Технологии" Олег Гурский. По его словам, виртуальные системы являются менее надежными, так как у поставщика услуг на одном оборудовании работают несколько виртуальных клиентов, и в случае повышения нагрузки на оборудование одним из них, может пострадать качество услуг.
Главный бизнес-инженер департамента развития процессов обслуживания клиентов финансовой группы «БКС» Алексей Петренко отмечает, что виртуальные АТС применимы в компаниях, желающих организовать качественный сервис телефонного обслуживания в кратчайшие сроки или без существенного капиталовложения. Как правило, это компании малого и среднего бизнеса.
"В данный момент мы не используем виртуальную АТС. Однако мы рассматриваем возможность перехода на виртуальную АТС с точки зрения оптимизации наших затрат на телефонию", – говорит Елена Круглова, директор по информационным технологиям группы компаний "КапиталЪ Управление активами". Что касается крупных компаний, то собственная IP-АТС позволяет реализовать любые дополнительные сервисы, которые могут предложить провайдеры услуги ВАТС.
По территориальному признаку
Несмотря на то, что крупные компании относятся к услуге ВАТС со значительной долей скепсиса, она весьма интересна с точки зрения сокращения расходов на эксплуатацию собственной АТС. Кроме того, наличие опции FMC может быть полезно для компании, сотрудники которой очень часто встречаются с заказчиками, находятся в разъездах и нуждаются в универсальных услугах как на мобильном телефоне, так и на фиксированном.
"Это могут быть компании, бизнес и прибыльность которых напрямую зависят от процента звонков, которые попали на абонента с первого раза, – отмечает Иван Дементьев. – Когда у вас есть FМС, то любой вызов на любого абонента будет принят на любом терминале, которым удобно пользоваться в данный момент – мобильный телефон или городской рабочий". Не надо будет перезванивать, просить секретаря соединить то на внутренний, то на мобильный. Если для бизнеса это критично, то опция FМС, которая реализует функцию учрежденческой АТС на мобильных телефонах, очень интересна.
Следующий сегмент бизнеса, которому может быть интересна услуга – это территориально распределенные компании. Как правило, у фиксированных операторов связи есть проблемы с присутствием во всех точках, где находятся филиалы распределенных компаний. Для таких предприятий обыкновенную услугу связи приходится покупать у разных операторов, что дорого и ограничивает спектр услуг, например, нельзя выбрать единый номерной план. Как правило, намного доступнее услуга широкополосного доступа в интернет, которая имеется у любого оператора связи. Достаточно развернуть ВАТС и работать с одним поставщиком услуг связи, что гораздо удобнее. Можно значительно оптимизировать стоимость, а также получить полноценные услуги, например сквозную нумерацию во всех офисах.
Дорого и не всегда эффективно
Хотя экономическая привлекательность модели ВАТС является очевидной, тем не менее, масштабному проникновению этой услуги в бизнес-среду мешают не только опасения крупных игроков за конфиденциальность информации, но и несовершенство предлагаемых решений. "Сложность (и, соответственно, ненадежность) предлагаемых сторонних решений виртуализации, предоставление далеко не всеми крупными телефонными провайдерами возможностей виртуализации, а также неадекватно завышенная стоимость услуг FMC у крупных операторов связи московского региона являются важными причинами того, что бизнес опасается ВАТС", – перечисляет руководитель ИТ-отдела компании "ФинЭкспертиза" Алексей Куликов.
"Рост количества пользователей при использовании виртуальных АТС приводит к росту требований к каналам связи, повышает зависимость и критичность доступа к услуге. Использование виртуальных платформ также накладывает ограничения на возможные интеграции систем телефонной связи с прочими приложениями заказчика, к примеру с CRM-системами", – добавляет руководитель направления "Телефония" компании "Микротест" Николай Петренко.
Кроме того, при грамотном техническом подходе и плотной работе с операторами связи львиную долю функций виртуализации можно организовать на офисных (и далеко не самых современных) АТС компаний вне зависимости от места нахождения офиса, отмечают эксперты. "Наша компания не использует виртуальные АТС. После анализа всех факторов (задачи бизнеса, планируемые объемы трафика, предлагаемые решения операторов сотовой связи) было принято решение реализовать необходимую нам часть задач виртуализации на базе АТС центрального офиса компании", – объясняет логику выбора аппаратной АТС в компании "ФинЭкспертиза" Алексей Куликов.
Решения, предлагаемые небольшими компаниями-операторами связи, более подходят для небольших компаний-клиентов, так как предлагают широкий спектр услуг, позволяющий малой компании построить гибкие телефонные решения без покупки собственной УАТС. Они также значительно снижают стоимость владения этим оборудованием, что немаловажно в текущей экономической ситуации. Для более серьезных компаний (и, соответственно, решений), все же необходимо строить отношения с операторами связи "большой тройки" (если говорить про регионально распределенную структуру компании), а это уже совсем другой уровень техники и затрат.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2782