Дмитрий Потапенко: Могу провести тренинг на тему "Как установить связь, когда связи нет"
Владелец розничных и ресторанных сетей в России и за рубежом, управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко считает, что стратегии крупнейших поставщиков информационных и телекоммуникационных решений не соответствуют ожиданиям отечественного ритейла. Их внимание сосредоточено исключительно на лидерах, в то время как остальная розница выживает на подручных средствах.
CNews: Без каких ИКТ-продуктов и услуг розница сегодня не сможет существовать?
Дмитрий Потапенко: К сожалению, мы научились существовать без всего. Те решения для розничной автоматизации, которые предлагают сегодня основные ИКТ-поставщики, ориентированы на 5-6, максимум 10, крупнейших ритейлеров. Потребности оставшихся 99,9% им неинтересны. По данным департамента торговли Москвы, в городе зарегистрировано 18 тыс. розничных предприятий стационарной торговли и 13 тыс. – нестационарной. Деятельность этих 30 тыс. предприятий автоматизируется на коленке дядей Васей исходя из местных инфраструктурных возможностей, а вернее, их отсутствия.
Например, как живут мои магазины в г. Ессентуки? Могу предложить прекрасный тренинг "Как установить связь, когда связи нет". Надо купить 30-метровую удочку, повесить на нее мобильный телефон. Чтобы передать пакет данных, надо поднять удочку на полную длину. Этот процесс – реальный уровень телекоммуникационных и информационных технологий сегодняшнего дня. Часть моих магазинов работает на ворованных американских рациях, которые мы достали во время Первой чеченской войны (1994–1996 годы). Потому что в местах, где расположены эти магазины, нет никакой сотовой связи. Когда я говорю "никакой" – это означает "никакой в принципе, даже самой слабой".
ЗаМКАДье – это территория, на которой начинаешь искать мобильный интернет и редко когда находишь. Операторы не создают инфраструктуру. А рознице в первую очередь нужен устойчиво работающий мобильный телефон. Будут ли операторы строить инфраструктуру? Нет, им это неинтересно, и нам приходится самим организовывать связь. Точно так же, как в свое время ритейлу пришлось строить логистические комплексы, хотя это не его функция.
CNews: Как в результате вы автоматизируете работу мелкого ритейла, для которого важна мобильность?
Дмитрий Потапенко: Покупаем мелкие индийские планшетники, устанавливаем на них бесплатное решение для точек продаж хот-догов, которое сделала корпорация Apple. К этому добавляем минисканер и стилус, чтобы можно было проводить учет в палатке. Естественно, на планшетники нельзя устанавливать тяжелые программные решения, поэтому мы сами на коленке пишем ПО на базе Linux.
CNews: Как, с вашей точки зрения, выглядит стратегия поставщиков ИКТ-услуг на рынке b2b?
Дмитрий Потапенко: Крупные поставщики телекоммуникационных и информационных решений работают с ритейлом по принципу бутылочного горлышка. Они борются за контракты с 5-6 лидерами, игнорируя потребности остальных и тем самым убивая рынок. Это то же самое, как если бы все захотели одновременно пройти в одну дверь. Они не видят новых возможностей, конкурируют друг с другом за внимание топ-10 и тем самым давят сами себя.
А мы тем временем научились выживать без них. Поставщики как будто забыли, что первая розничная десятка укрупняется, но никогда не захватит весь рынок. Топ-5 занимает только 20% рынка. В первую очередь, это связано с инфраструктурной неразвитостью страны. В России вообще инфраструктура – это большая проблема. Во многих моих магазинах проблема не только со связью, но и с канализацией, электричеством. На этом фоне проблем ИКТ не может не быть.
Ожидать, что завтра у нас появится METRO Future Store (концептуальная торговая площадка, открытая рядом с Дюссельдорфом крупнейшими компьютерными компаниями и операторами розничного рынка для испытания новых торговых технологий – CNews), не приходится – не хватает коммуникаций.
CNews: Что должно принципиально измениться? Чего вы хотите пожелать ИКТ-поставщикам?
Дмитрий Потапенко: Отвечу старой буддистской притчей. Люди строили новую пагоду, и Будда спросил, что они делают. Один ответил, что носит камни, другой – что возводит здание, и только третий сказал, что строит храм. Хочу пожелать, чтобы поставщики ИКТ-решений развивали продукты не в соответствии со своей внутренней логикой, а смотрели на потребности рынка.