Александр Галий: Мобильность и еще раз мобильность
ИТ-директор компании Fujifilm Russia Александр Галий рассказывает, как его компания завершила централизацию корпоративных коммуникаций, параллельно выстроив прозрачную систему контроля трафика. Предстоит следующий этап – повышение мобильности сотрудников.
CNews: Какова ваша стратегия построения коммуникаций?
Александр Галий: Наша компания состоит из нескольких независимых бизнес направлений: фотопродукция, цифровые фотокамеры, медицинское оборудование и другие. Каждое направление по-своему уникально с точки зрения потребляемых ИТ-сервисов. У каждого свои приоритеты и особенности. Однако общей чертой является необходимость доступности для сотрудников таких ресурсов, как, например, электронная почта, в любом месте и в любое время, а также скорость передачи информации.
Наличие офисов в нескольких городах в России, а также штаб-квартиры в Европе обусловливает необходимость объединения всех точек присутствия в единое информационное пространство с помощью каналов передачи данных. Развитие сервисной сети привело к востребованности такой услуги, как call-центр. Таким образом, мы потребляем практически весь спектр телекоммуникационных услуг.
Наша стратегия в области коммуникаций строится на долгосрочном партнерстве с надежным провайдером, который мог бы предоставить нам весь пакет телекоммуникационных услуг, гибко их менять в зависимости от потребностей нашего бизнеса, который мог бы предоставить сервис не только в Москве, но и в других городах России.
CNews: Какие подходы к их решению с помощью ИКТ кажутся вам эффективными в настоящий момент?
Александр Галий: Думаю, что не ошибусь, если скажу "мобильность и еще раз мобильность". Бизнес некоторых наших подразделений построен таким образом, что сотрудники постоянно находятся в разъездах, причем не только в Москве, но и во многих городах России и за рубежом. Они должны иметь возможность связи из любой точки с офисом и между собой по минимальной цене, должны оперативно подключаться к электронной почте и другим информационным ресурсам, зачастую работать с файлами вне офиса. И решение этой проблемы должно быть максимально безопасным.
Поэтому в качестве первого этапа мы решили внедрить сервис BlackBerry. Предлагаемый тариф дает возможность безопасного соединения с информационными ресурсами, такими, как почта или корпоративная система RP. Безлимитный трафик по России позволяет сократить расходы на роуминг. В качестве резервной альтернативы мы решили использовать возможность работы с электронной почтой через почтовый клиент Lotus Traveler на iPhone/iPad. Конечно, стоимость передачи данных, особенно за рубежом, для iPhone заметно выше. Поэтому это решение предполагается использовать для сотрудников на руководящих позициях, для которых скорость принятия решения наиболее критична.
CNews: Как развиваются ваших корпоративных коммуникаций?
Александр Галий: В начале партнерства с "Билайн" у нас была возможность начать все с нуля: ожидался переезд в новый офис. Переезд позволил нам пересмотреть все текущие контракты в области телекома. Нас интересовало комплексное решение всех вопросов с единым партнером.
В результате после переезда в новый офис "Билайн" предоставил нам услуги фиксированной и мобильной телефонии, а также хостинг наших web-ресурсов. К сожалению, не удалось получить услугу передачи данных, поскольку до сих пор в бизнес-центрах есть проблемы с "любимыми" провайдерами. Позднее мы расширили услуги по мобильной телефонии и запустили сервис BlackBerry. Сначала он был воспринят сотрудниками напряженно, но в дальнейшем они оценили удобство. Сейчас около половины сотрудников используют этот сервис.
На конвергентный сервис мы пока не планируем переходить. Связано это с тем, что в регионах для небольших офисов часто невыгодно проводить отдельный канал телефонии, а проще покупать несколько линий у арендатора. Да и объем звонков у нас с регионами не так велик.
Однако мы планируем развиваться в направлении большей мобильности сотрудников: планируем внедрять планшетные компьютеры, возможно, как замену ноутбукам. Часто сотрудники путешествуют налегке, и везти с собой ноутбук уже никто не хочет. В настоящее время выбираем между Apple iPad 2 и Blackberry Playbook. У каждого свои достоинства и недостатки. Пока устройства находятся в пилотной эксплуатации.
В процессе пилотной эксплуатации также находится проект по удаленному доступу к корпоративным ресурсам с любого компьютера, в том числе с домашнего или из интернет-кафе, через терминальную сессию с авторизацией по коду, высылаемому на мобильный телефон.
Мы также запустили совместный проект по организации call-центра для Fujifilm. Он стал нашей единой точкой общения с конечными клиентами. В рамках сервисов call-центра мы предоставляем техническую поддержку клиентам, отвечаем на вопросы о продукции Fujifilm и общие вопросы о компании.
CNews: Как выбирали поставщика?
Александр Галий: Исторически сложилось так, что в нашей компании было несколько поставщиков телекоммуникационных услуг, в том числе несколько мобильных операторов. Нас не устраивало отсутствие точки единого контакта для решения вопросов и проблем, невозможность использовать наши объемы для получения более выгодных условий, разрозненный биллинг для наших офисов. К тому же настало время пересмотреть имеющиеся тарифы на телекоммуникационные услуги.
Основные требования, которые мы предъявляли к провайдеру, – это возможность предоставления всего спектра телекоммуникационных услуг: мобильная и фиксированная телефония, каналы передачи данных, хостинг, call-центр, выделение для нас единого менеджера на все данные услуги, предоставление единого биллинга, присутствие в регионах, где располагаются наши офисы. Компания должна была иметь опыт в проведении таких комплексных проектов. Ну и конечно же, мы ожидали конкурентоспособные тарифы на услуги.
На момент выбора поставщика только "Билайн" смог ответить всем перечисленным выше требованиям и предложить нам лучшие цены. Например, скидка на мобильные сервисы составила в среднем 30%.
CNews: Оцените, пожалуйста, эффективность использования новых телекоммуникационных возможностей.
Александр Галий: Дело в том, что каждый месяц отличен от другого с точки зрения объема потребляемых услуг. Постоянно проходят мероприятия, проекты, приходят новые сотрудники. Да и бизнес развивается, что неизменно сказывается, например, на количестве звонков.
Точно оценить эффективность можно только ретроспективно на длинном временном промежутке, например за полгода. Это выглядит как оценка стоимости фактически потребленного объема услуг у оцениваемых операторов. Как раз на таких расчетах и было основано наше решение о замене оператора. Менее точно можно сделать оценку и сразу после перехода, если не было крупных изменений в объеме потребляемых услуг. У нас этот период составил около 1-2 месяцев. Расходы действительно практически соответствовали расчетному уровню.
Кроме того, мы получили дополнительные качественные улучшения. Так, система учета расходов на связь стала более прозрачной. Теперь все затраты мы можем детально анализировать с помощью данных, которые представляются через web-сайт "Услуги "Билайн". Периодически у сотрудников возникают расходы, которые мы помогаем объяснить и оптимизировать. Мы собираем регулярную статистику по расходам и анализируем ее. По результатам анализа можем изменить тариф или подключить пакетные услуги при необходимости. Для выезжающих в командировки мы подключаем дополнительные услуги, позволяющие сократить расходы в роуминге.
Нельзя не сказать и об увеличении скорости принятия решений. Сотруднику не нужно быть в офисе, чтобы просмотреть свои письма и оперативно ответить на них. Это сильно экономит время.
CNews: Решены все проблемы?
Александр Галий: Реализован только первый этап. Все телекоммуникационные сервисы для наших офисов теперь обеспечиваются централизованно. Например, мы можем подключать мобильные услуги и для наших коллег из удаленных офисов. Им уже не надо об этом беспокоиться. С единым сервис-менеджером нам стало гораздо легче решать возникающие вопросы. Надо заметить, их и немного возникает после перехода. Мы достигли соответствующего сокращения расходов при возросшем качестве сервиса.
Достаточно важно иметь прочный тыл в виде надежных базовых сервисов, чтобы иметь возможность развиваться дальше и повышать эффективность бизнес-процессов компании.
Сейчас работаем над другими телекоммуникационными проектами, которые будут развивать и улучшать достигнутые результаты.
CNews: На ваш взгляд, насколько адекватно предложение телекоммуникационного рынка актуальным потребностям бизнеса?
Александр Галий: Проблем, конечно же, пока много. Для фиксированной телефонии и каналов передачи данных это отсутствие конкуренции во многих бизнес-центрах. Управляющая компания ограничивает возможность выбора одним, зачастую своим дочерним провайдером. Такие провайдеры ориентированы в основном на небольшие организации. А вот для крупных корпоративных клиентов предоставить требуемый сервис они не могут.
В отношении мобильной телефонии нельзя не упомянуть все еще неустойчивый сервис 3G. К сожалению, достаточно много поступает жалоб на скорость работы интернет ресурсов с мобильного телефона. Для синхронизации электронной почты это не так критично, а вот для online-ресурсов, таких, как ERP-система, – да.
Для Fujifilm, как для международной компании, важна стоимость телефонии и передачи данных в международном роуминге. На мой взгляд, она все еще неоправданно высока.