CNews: Телеком B2B

Интервью с экспертами

"Биовитрум": Ноутбук и BlackBerry – все что нужно для работы

"Мобилизация" бизнеса – актуальное направление развития корпоративных ИКТ. Однако предприятия, которые действительно идут по этому пути, можно пересчитать по пальцам. Одним из них является поставщик медицинского оборудования и программного обеспечения "Биовитрум". О том, как строилась телекоммуникационная инфраструктура компании, какие сервисы оказались востребованы, рассказал ИТ-директор компании Эдуард Шишмарев.

CNews: Расскажите о вашей компании.

Эдуард Шишмарев: Компания "Биовитрум" занимается дистрибуцией медицинского оборудования, расходных материалов, программного обеспечения (ПО), то есть всего, что нужно для работы лечебно-профилактическим учреждениям. В частности, мы специализируемся на поставках для лабораторий – патологоанатомических, микробиологических и так далее.

Штаб-квартира компании находится в Санкт-Петербурге, дополнительные офисы– в Москве и Новосибирске. В компании работает около 150 человек.

Эдуард Шишмарев

CNews: В прошлом году вы начали модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры. Расскажите, пожалуйста, о проекте.

Эдуард Шишмарев: Перед нами стояла задача наладить корпоративные телекоммуникации на современном уровне, обеспечить независимость сотрудников от рабочего места. Сначала мы разбили проект на три составляющих: передача данных, мобильная и фиксированная связь.

От провайдера требовалось, во-первых, объединить в единую сеть все наши офисы, как хоум-, так и стационарные, в Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Во-вторых, все наши сотрудники мобильны, постоянно находятся в движении. Это сотрудники отделов продаж, сервиса, управленцы. Им нужен постоянный мобильный доступ к информационным ресурсам компании: электронной почте, файловой системе, бизнес-приложениям. Проект стартовал в начале 2011 года.

"ВымпелКом" начал с объединения всех офисов: мы построили VPN-сеть на основе каналов передачи данных провайдера. Далее "Биовитрум" перешел на мобильную связь от "ВымпелКома". В рамках этого этапа был отдельный подпроект – внедрение сервиса BlackBerry Enterprise Service (BES). Он был нужен, чтобы любой из наших ключевых сотрудников был постоянно доступен.

Основное средство общения в компании – это электронная почта. Через нее осуществляются постановка задач, формирование отчетности и так далее. Сотрудникам необходимо было устройство, которое получало бы и отправляло электронную почту. Тестовый период подпроекта длился февраль и март 2011 г. Результат понравился, и мы заключили контракт на BlackBerry для трех наших офисов. Сейчас около 40 ключевых сотрудников компании имеют мобильный доступ к корпоративной ИКТ-инфраструктуре через смартфоны BlackBerry.

Далее, мы воспользовались услугой Colocation и перенесли все наши серверные мощности в ЦОД "ВымпелКома", нам хватило одной стойки. Дело в том, что бизнес-приложения, почта, базы данных компании организованы в частном облаке, которое физически находится за пределами России. Внешний ЦОД располагается в Риге, Латвия, и "ВымпелКом" совместно с международным магистральным оператором RETN подключил нас к нему по схеме "точка-точка" через канал пропускной способностью 100 Мб/сек.

Следующим этапом стала организация фиксированной телефонной связи. Наша компания ориентирована на IP-технологии, и потому фиксированная телефония была организована поверх IP-каналов. Мы перешли на линии "Билайна", поскольку обращение к единому провайдеру позволяет существенно экономить на связи. У нас мобильная связь, фиксированная телефония – все от одного оператора. Звонок на мобильный телефон, таким образом, почти бесплатен. Вызов одного нашего сотрудника другим, звонок из Москвы в Новосибирск или Санкт-Петербург ничего не стоит, то есть внутри корпоративной сети мы затрат не несем.

CNews: Почему выбор пал именно на "ВымпелКом"?

Эдуард Шишмарев: Нам требовался комплекс сервисов: передача данных, фиксированная и мобильная телефония. Сейчас такого рода комплексные услуги с необходимым нам географическим охватом не предоставляет никто, кроме "ВымпелКома". Лишь отдельные провайдеры обсуживают рынки Москвы или Санкт-Петербурга. Время от времени появляются интересные предложения, я слежу за ними, но альтернативы пока нет.

CNews: Конкуренты пытаются "перетянуть" вас к себе?

Эдуард Шишмарев: Постоянно. Одна из моих задач – искать более выгодные предложения. Например, чтобы не терять время на переговоры, я сразу ставлю перед конкурентами оператора задачу: связать три офиса каналом с такой же пропускной способностью, как сейчас (100 Мб/сек), но дешевле, чем "ВымпелКом". Ведь мы коммерческая организация и заинтересованы в снижении затрат.

Сегодня на российском рынке три игрока, которые могут делать комплексные предложения, и раньше у нас был другой оператор. Однако нас не устраивал его подход к обслуживанию клиентов. Обратившись к "ВымпелКому", мы "получили" двух человек: оперативный менеджер решает все текущие вопросы (отсутствие соединения, проблемы с авариями и так далее), другой менеджер занимается перспективным развитием нашей сети – новыми подключениями и пр. У меня есть мобильный телефон моих менеджеров, и не было случая, чтобы я не дозвонился. У всех операторов есть проблемы. Никто не застрахован от аварий и других ЧП, но "ВымпелКом", по крайней мере, ценит клиентов. Это приятно.

Кроме того, его сервисная поддержка позволяет нам экономить на людях: у меня нет инженера по телекоммуникациям, все делает провайдер. Мне не нужен инженер, проще позвонить аккаунт-менеджеру и в простых словах, не составляя заявки на техобслуживание, объяснить проблему.

CNews: В какие сроки обычно решаются текущие проблемы?

Эдуард Шишмарев: Быстро, но не мгновенно. Например, буквально вчера я был в Москве, а у нас появился новый сотрудник в Ростове. Я написал оператору письмо, что нужна SIM-карта. Сотрудник начинает работать через 5 дней, 3 из которых выходные, и к этому моменту его будет ждать телефон с новой SIM-картой. За это время мы успели подписать дополнительное соглашение, приложение к договору и получить SIM-карту.

Иногда, конечно, бывают сбои, поскольку "ВымпелКом" – крупная организация. К примеру, провайдер с июня не мог прокинуть VPN-порт на наш склад в Санкт-Петербурге. На днях я звонил нашему аккаунт-менеджеру, и у нас на складе с сегодняшнего дня новое подключение. Институт аккаунт-менеджеров уравновешивает проблемы большой "бизнес-машины".

CNews: Как решаются спорные вопросы и оговорены ли они в SLA?

Эдуард Шишмарев: В случае с новой заявкой никакого спорного случая нет, "ВымпелКом" просто проводит исследование, есть ли у него точка присутствия в нужном месте. Например, переезжал наш московский офис, я оформил заявку на его подключение к корпоративной сети. Оператор ответил, что на реализацию нужно две недели. Через 5 дней сообщили, что такая возможность есть. Мы подписали дополнительное соглашение, где описывались сроки подключения и другие параметры. Как только формальные бумаги подписаны, SLA вступает в силу. До этого момента провайдера приходится иногда подгонять, чтобы внутренние процедуры проверки выполнялись быстрее.

Другой вариант. Появились жалобы, что у нас медленный интернет. Это чисто субъективно, так как понятно, что канал в 100 Mб/с не может быть медленным, поскольку канал к нам идет непосредственно из ЦОДа "ВымпелКома". Но мы написали заявку в техподдержку провайдера, чтобы он провел исследование совместно с нашим системным администратором. Мы говорили "медленный интернет", провайдер говорил – "быстрый", и пойди разберись, кто прав. Но оператор пошел нам на встречу,

CNews: Вы предусмотрели возможность расширения пропускной способности каналов?

Эдуард Шишмарев: Да.

CNews: Почему основные ИТ-ресурсы компании вынесены за рубеж? Не проще было бы воспользоваться ЦОДом одного провайдера?

Эдуард Шишмарев: Мы работаем в специфичном бизнесе, и иногда нам угрожают недобросовестные конкуренты. Наши основные заказчики – госструктуры, и потому мы чувствуем пристальное внимание таможенных органов, налоговой инспекции и так далее. Мы, конечно, ничего не скрываем, но зачастую задача проверяющих – не разобраться в ситуации, а дестабилизировать бизнес, например забрав компьютеры. Без ИТ-оборудования современная компания жить не может. А пока мы закупим новое аппаратное обеспечение, пройдет 3–4 дня. Если в это время идет крупный аукцион, или мы отвечаем за поставки большого объема, сбой может стоить компании жизни.

Поэтому мы вынесли серверную инфраструктуру за пределы страны – чтобы обезопасить себя. Но теперь нам нужна надежнейшая инфраструктура передачи данных, сотрудники не должны чувствовать, что программа запущена в Риге. Это и было одно из основных требований к "ВымпелКому". Поэтому при создании VPN-сети мы предъявили строгие требования к пропускной способности каналов от ЦОДа "Билайн" к нашим офисам: в Москве это 100 Мб/сек, в Санкт-Петербурге – 60 Мб/сек, в Новосибирске – 30 Мб/сек. А от ЦОДа "ВымпелКома" идет канал в Ригу. В офисах сотрудники работают на "тонких клиентах".

CNews: С кем и на каких условиях вы работаете в Риге?

Эдуард Шишмарев: В Риге мы арендуем стойки в ЦОДе, который ориентирован в основном на клиентов из России. На тех же основаниях мы сотрудничаем и с "ВымпелКомом". И в зависимости от того, какое приложение или оборудование нам надо разместить, мы выбираем дата-центр. Например, все приложения у нас работают из Риги, а вот телекоммуникационное оборудование (мы используем свой маршрутизатор и каналообразующий сервер "Билайна" производства компании Cisco) располагается в ЦОДе "Билайна".

CNews: Какова стоимость телекоммуникационных услуг, используемых вашей компанией?

Эдуард Шишмарев: Всего на ИКТ-сервисы компания тратит примерно 300 тыс. руб. в месяц. Могу выделить отдельные позиции.

Аренда 42-юнитовой стойки в ЦОДе "ВымпелКома" обходится в 35 тыс. руб. в месяц без НДС.

За услугу BlackBerry Enterprise Service (BES) мы платим 600 руб. в месяц за аппарат, сюда входит соединение с почтой, безлимитный интернет и прочие опции. Стоимость одного смартфона составляет от 4 до 8 тыс. руб. в зависимости от модели. BB в роуминге обходится в 1990 руб. в месяц за аппарат и подключается вместо стандартной абонентской платы 600 руб. Сюда включен объем трафика в международном роуминге – до 100 МБ, плюс все преимущества в России. Этой суммы достаточно для получения почты за границей и доступа к корпоративным ресурсам. Ведь в среднем один пользователь BB тратит 30 МБ в месяц.

CNews: Как вы оцениваете результаты проекта?

Эдуард Шишмарев: Руководство считает, что проект BlackBerry из всех наших ИКТ-начинаний – самый удачный. Оценить его в деньгах довольно сложно. Внедрение BlackBerry косвенно сказалось на увеличении оборота нашей компании на несколько процентов в этом году по сравнению с прошлым периодом. Сотрудники из отдела продаж стали работать гораздо эффективнее, поскольку увеличились оперативность и доступность.

Для наших сотрудников BlackBerry – гарантия того, что почта будет получена в любом случае. Система хороша тем, что, в отличие от Android или iOS, она все работает сразу после интеграции и не требует специальных знаний от пользователя по настройкам.

CNews: А если говорить о выгоде от реализации других блоков проекта?

Эдуард Шишмарев: Средние ежемесячные затраты компании на связь не изменились с 2010 г. Но тогда у нас было 18 пользователей, в сейчас около 100 человек. Раньше мы платили большие суммы за междугородний трафик, например при звонке из Москвы в Санкт-Петербург или Новосибирск. Сейчас люди звонят, не задумываясь о тарифах.

Раньше, чтобы выдать сотруднику корпоративную SIM-карту, требовалось серьезное обоснование. Сейчас они есть почти у всех в компании, мы их даем по умолчанию. Приведу такой пример: у нас есть группа сотрудников – сервисные инженеры, которые ездят по всей России и устанавливают и налаживают оборудование. Им постоянно нужна связь. Раньше они тратили до 7 тыс. руб. в месяц, а сейчас мы можем подключить им безлимитный тариф от "Билайна" за 3 тыс. руб. Таким образом мы в 2 раза сократили расходы только на связи для сервисных инженеров.

CNews: Можно ли оценить эффективность VPN?

Эдуард Шишмарев: Здесь во главу угла ставятся параметры безопасности, мы не строим сеть на открытых каналах. Кроме того, мы имеем единую точку ответственности. Когда работаешь с несколькими провайдерами, то в случае ЧП долго ищешь "крайнего". Мы же просто обращаемся к одному менеджеру. Определенная экономия существует, хотя бы с точки зрения трудозатрат. Если говорить о деньгах, то VPN стоит дешевле, чем доступ в интернет.

CNews: Вашими клиентами в основном являются организации из госсектора, вас беспокоят вопросы ИБ. В то же время вы пользуетесь облачными технологиями, которые многими не считаются достаточно надежными. Как это сочетается?

Эдуард Шишмарев: Услуги частной компании, которая бы гарантировала безопасность в облаке, нам пока не по карману. Но мы работаем с надежными ЦОДами, где уделяют больше внимание вопросам безопасности и катастрофоустойчивости. Коэффициент отказоустойчивости латышского ЦОДа составляет 99,9%, он работает в режиме 24х7, нас это устраивает.

Некоторые категории работников должны иногда работать в неурочное время, например бухгалтеры примерно один раз в месяц работают по выходным. Если бы у компании была собственная серверная, то в такие дни пришлось бы выводить на работу системного администратора, который бы следил за работой используемых информационных систем, например "1С". Но поскольку учетные программы размещены в "облаке", то услуги дежурного сисадмина не нужны.

И даже если допустить, что кабель "Санкт-Петербург – Хельсинки" перерубит экскаватор, копающий какую-то яму, период восстановления связи составит всего 8 часов.

CNews: С какими проблемами вы сталкивались при построении телекоммуникационной инфраструктуры?

Эдуард Шишмарев: Самая главная проблема – и это проблема всех провайдеров – человеческий фактор. Очень хорошо, что у "ВымпелКома" есть институт аккаунт-менеджеров, это в значительной степени облегчило ситуацию. Но сервисные инженеры везде одинаковы, я это знаю, поскольку сам ИТ-шник. Наши клиенты тоже имеют зуб на ИТ-шников из нашей компании, ведь все хотят достичь идеала, но это невозможно.

Если продолжить тему отношения к клиентам, то я сравниваю сервис латышей и сервис "Билайна", это явления разного порядка. Хотя латыши по капитализации и прочим параметрам намного дешевле "ВымпелКома". Там есть культура производства, а "ВымпелКом", при всех плюсах, российская компания.

CNews: А класс ЦОДов одинаковый?

Эдуард Шишмарев: Да, Tier III. Понимаете, если бы я не увидел латышский ЦОД, мне бы скорей всего казалось, что и так все хорошо. "Билайн" не плох, просто в нашей стране очень важен личностный фактор. Если "ВымпелКом" станет предоставлять сервис такого же уровня, как у латышей, думаю, цена их услуг взлетит до небес. У латышской стороны культура предоставления сервисов в крови, и инженеры ходят по ЦОДу не в майках и тапочках.

CNews: Вам удалось решить все задачи по модернизации ИКТ-ресурсов компании?

Эдуард Шишмарев: Группа наших совместных телекоммуникационных проектов называется "Мобилизация", один из них – ПОИСК (Позиционирование Объектов и Сотрудников Корпорации). Этот новый телекоммуникационный сервис позволяет директору московского офиса видеть на интерактивной карте местоположение всех сотрудников. Можно определить, почему человек задержался, например стоял в пробке или спал дома.

Далее мы планируем связать офисы видеосвязью, чтобы на большом экране в каждом из офисов было видно, что происходит в других отделениях. Сервис будет реализован с помощью сторонних компаний на базе системы Cisco WebEx Web Conferencing. Если бы "ВымпелКом" предоставлял такой сервис с высоким качеством изображения, мы бы воспользовались.

Нам удалось вывести основную массу сотрудников "в поле", в офисе работает только бухгалтерия и т.п. У людей есть ноутбук, BlackBerry – и этого достаточно для работы.

CNews: Спасибо.