"Газпромбанк": Для созревания облачной концепции в России потребуется 3-5 лет
По словам вице-президента "Газпромбанка" по ИТ Алексея Широких, облачные вычисления принимаются во внимание при разработке новой ИТ-стратегии банка, однако в настоящее время публичные "облака" еще не воспринимаются как достаточно зрелый технологический подход, причем в российских условиях эта незрелость проявляется в большей степени не столько в технологиях, сколько в нехватке зрелости ИТ-культуры и несовершенстве законодательства.
CNews: Как вы оцениваете нынешнее состояние облачных вычислений в России?
Алексей Широких: Если сопоставлять российский рынок облачных вычислений с тем, что происходит в Америке, Европе и Азии, то налицо некоторое запаздывание - не столько в плане технологий, сколько в области понимания о том, как следует размещать информацию в публичном облаке. К тому же, наши законы несколько "непредсказуемы", и продвижение облачных вычислений в России будет сдерживаться не столько технологическим и инфраструктурным фактором, сколько вопросами, связанными с "легализацией" облаков. Для привыкания к "облакам" потребуется определенный период адаптации, и эта адаптация в большей степени связана с человеческим фактором, чем с технологиями.
CNews: Готов ли российский банковский сектор к внедрению облачных вычислений уже сейчас?
Алексей Широких: Хотя "облака" и заложены в нашей стратегии, я пока отношусь к ним достаточно консервативно, поскольку не считаю облачную концепцию достаточно зрелой. Я думаю, что созревание этой концепции в российских условиях потребует порядка 3-5 лет. Но это касается публичных "облаков", поскольку создание приватных облаков — с привлечением соответствующей помощи со стороны вендоров — возможно уже сейчас.
CNews: Существует мнение, что при использовании облачных вычислений банки останавливают не столько ограничения, связанные с законодательством, сколько простое недоверие в отношении сторонних поставщиков, особенно в условиях, когда рынок банковских услуг уже насыщен и банки начинают конкурировать между собой за существующих клиентов. Вы согласны с таким мнением?
Алексей Широких: В целом, согласен: каждый банк заинтересован в сохранении своих финансовых данных. Но давайте посмотрим, как все развивается в США. Там информация по контакт центру и обработке данных часто передается на обработку в другие страны, например, в Индию. Фактически никто не знает, где эти данные находятся, и это никого не смущает. То есть, мы снова возвращаемся к проблеме зрелости рынка и культуры поведения.
Возьмем пример онлайн-торговли. Когда она только начиналась, никто не передавал информацию через интернет, все боялись, что ее украдут. Конечно, информацию воровали, воруют и будут воровать, но это происходит и с физическими банками. Поэтому речь идет о необходимом этапе адаптации, который займет время. В то же время, по сравнению с адаптацией к онлайн-торговле этот этап, скорее всего, будет пройден быстрее, поскольку каждая новая технология (сначала телефон, затем телевидение, затем интернет) требует все меньше времени.
CNews: Насколько ваш банк готов к использованию SaaS-решений для неключевых приложений?
Алексей Широких: Некоторыми такими приложениями мы пользуемся: например, так мы получаем кредитную историю и другие информационные продукты. Но что касается транзакционных приложений, то здесь использование SaaS маловероятно. Возможно, в аналитических системах, в системах анализа рынка это может работать, но передача той же CRM-системы облачному поставщику для нас навряд ли актуальна. Это может быть интересно для малой компании, которая не заинтересованна в том, чтобы нести затраты, связанные с инфраструктурой, поддержкой и обслуживанием приложений. Для крупного банка ситуация обстоит иначе, и я пока не готов ответить, насколько велика здесь возможность передачи CRM-системы стороннему поставщику. Но в принципе я не отрицаю такую возможность: ведь и ИТ-аутсорсинг поначалу всеми воспринимался в штыки, а потом все привыкли. Поэтому банк выбрал стратегию плавного поворота к новым технологиям, в ходе реализации которой мы постоянно держим во внимании те новые технологические возможности, которые появляются на рынке.