CNews: Телеком B2B

Мнение

Евгения Григорьева: Сегодня меняется парадигма использования мобильных устройств

На вопросы CNews отвечает руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес сегмента компании "Вымпелком"

CNews: В чем вы видите основные сложности проектов по организации мобильных рабочих мест в рамках корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры заказчика?

Евгения Григорьева: Основные проблемы можно разделить на две составляющие. Во-первых, решение топ-менеджеров компаний инвестировать в мобилизацию своих сотрудников, с целью увеличения эффективности бизнес процессов компании. Во-вторых, ИТ-составляющая подобных проектов: политики безопасности, специализированное программное обеспечение и интеграция с существующими системами, и связанные с этим сложности и инвестиции.

Любые затраты, связанные с оснащением сотрудников, окупаются достаточно быстро, но только при условии, что руководство компании подходит к этому грамотно и системно. Сегодня корпоративные пользователи используют сотовый телефон не только для переговоров с коллегами и партнерами. Современная ситуация на рынке требует от компаний оперативности в принятии решений и мобильности сотрудников с доступом к корпоративным ресурсам. Следовательно, просто купить сотрудникам мобильные телефоны уже недостаточно. Спонтанные вложения не окупятся или процесс растянется надолго. Компании должны осознавать, что принесет и как улучшит процесс то или иное внедрение. Мы, "Билайн Бизнес", стараемся рассказывать нашим клиентам все преимущества мобильных технологий и сервисов на конкретных примерах.

Необходимо понимать, что часто компании сталкиваются с организационными сложностями при внедрении инноваций, так как многие нововведения достаточно часто вызывают недовольство со стороны сотрудников. Увы, большинству людей свойственен консерватизм.

Прежде чем внедрять технологические новшества, необходимо провести работу по организации обучения специалистов. Если менеджмент компании понимает безусловные преимущества использования мобильных устройств, то и показать их сотрудникам, объяснить, как эффективно их использовать, будет проще.

CNews: Какие новые преимущества создают подобные инициативы? Какую добавленную стоимость несет такая услуга?

Евгения Григорьева: Сегодня мы становимся свидетелями весьма важного процесса – смены парадигмы использования мобильных устройств как таковых. Ранее смартфоны, ноутбуки рассматривались как терминалы, средство для оперативного доступа к корпоративной информации, предварительно загруженной на устройство. Совсем редко для ввода и накопления информации, которая бы автоматически сразу передавалась в сеть. Эта схема много лет была основной (если не единственной) по простой причине: отсутствовали доступные и недорогие каналы связи. Сотрудник, выезжающий "в поле", получал терминал, куда были загружены актуальные (на начало рабочего дня) данные, а вечером, возвращаясь в офис, "сливал" информацию. Проблема очевидна: в течение рабочего дня пользователь имеет дело с постепенно устаревающими данными. Соответственно, если, допустим, с утра на складе был запас продукции, в течение дня (после отгрузки крупного заказа) ситуация кардинально изменилась, а сотрудник, который находится за пределами офиса, все еще считает, что товара достаточно.

Евгения Григорьева

Последние два года, благодаря развитию и удешевлению каналов беспроводной связи, мобильные устройства превращаются в полноценные рабочие места. А постоянное подключение к сети предоставляет целый ряд возможностей не только для решения описанных выше проблем. Так, сотрудники служб безопасности, охранных агентств должны присутствовать на месте происшествия и при этом быть доступными для связи и иметь доступ к информации. Сотрудникам, выезжающим на объекты заказчика для работы по заказу/проекту, зачастую просто необходимо иметь доступ к информационной системе предприятия и другим информационным средам; инженер по монтажу, перемещаясь от объекта к объекту, должен обращаться к план-схемам и тестовым приложениям; оценщику страхового убытка намного удобнее заносить в базу сведения о причиненных убытках прямо на месте происшествия – это позволит значительно сэкономить его рабочее время, и, как следствие, обслужить больше клиентов.

"Мобилизацию" своих сотрудников уже оценили по достоинству многие компании. Если раньше под этим подразумевалось просто наличие мобильного телефона, то теперь речь уже идет о возможности удаленной работы вне офиса, доступа в интернет и к корпоративным ресурсам. Важно понимать, что такие услуги это не роскошь, а необходимый инструмент для увеличения производительности труда. Так, например, согласно исследованиям, проведенным компанией Ipsos Reid, среднестатистический пользователь решения BlackBerry ежедневно конвертирует 60 минут непродуктивного времени в продуктивное, что соответствует 250-ти часам в год. Эффективность работы группы, в которой используется BlackBerry, возрастает на 38%, а консервативно подсчитанный ROI (коэффициент возврата инвестиций), при условии, что услугой в компании воспользуется 100 человек, составляет 238% с периодом возврата 154 дня. Похожие показатели достигаются и при использовании ноутбуков, планшетов и других персональных средств с беспроводным доступом к сети.

CNews: Какие сервисы в рамках организации мобильных рабочих мест пользуются сегодня максимальным спросом со стороны корпоративного заказчика - из вашей практики?

Евгения Григорьева: Основные сервисы, которые позволяют повысить мобилизацию компании, я разделю на 2 типа. Во-первых, это сервисы для конечных пользователей (сотрудников) - такие, как услуга мобильный VPN - мобильный удаленный доступ к ресурсам и базам данных компании для оперативного обмена бизнес-информацией. Или сервис BlackBerry (доступ со смартфона к почте и корпоративным ресурсам) и приложение «Мобильная почта», которое можно использовать как на смартфонах, так и на обычных мобильных телефонах, чтобы иметь доступ к свой корпоративной почте. А также конвергентные решения – возможность интегрировать мобильную связь в текущую инфраструктуру фиксированной связи и получить продвинутый функционал управления вызовами, подобный функционалу телефонных станций. Это и установка интеллектуальной переадресации вызовов (параллельно или последовательно), и установка ограничений на входящие или исходящие звонки, а также функция беспроводного секретаря, которая позволяет переводить входящие на мобильный телефон звонки в режиме разговора на любые телефонные номера и даже возможность создавать алгоритм переадресации, например на случай недоступности одного из сотрудников в случае аварии (или других форс-мажорных обстоятельств) на сотрудников с аналогичной компетенцией.

Помимо вышесказанного появляется единый план нумерации как для мобильных, так и для фиксированных телефонов. Таким образом, получается, что сотрудник, находясь вне офиса, может с мобильного телефона набрать короткий номер своего коллеги, а не дозваниваться через секретаря. Короткая нумерация, минимизированное время дозвона, оптимальная маршрутизация трафика, гибкие возможности настройки (например, управление и возможность ограничения типов звонков на разные номера через web-интерфейс) – это лишь некоторые из открываемых возможностей, которые позволяют оптимизировать как бизнес-процессы, так и затраты клиента на корпоративную мобильную и фиксированную связь.

Во-вторых, это сервисы, ориентированные на мобилизацию и управление удаленными и движущимися  объектами (склады, парк автомашин и другое). В "Билайн" это решение M2M (Maсhine to Maсhine). Беспроводные М2М-решения уже сейчас активно используются в сфере мониторинга транспорта и других подвижных объектов, банкинга и платежных систем (банкоматы, терминалы оплаты, POS-терминалы и др.), в сфере безопасности (системы "умный дом/офис", охрана подвижных и стационарных объектов) и классической телеметрии (датчики и сенсоры на трубопроводах и промышленных объектах, системах учета и контроля в ЖКХ и др.).

CNews: Компаниями какого типа/сектора наиболее востребована услуга по организации мобильных рабочих мест для сотрудников?

Евгения Григорьева: Особенно бурный рост мы наблюдаем в банковской сфере. . Практически все крупные национальные и небольшие региональные банки одним из пунктов своих стратегий ставят развитие розничного бизнеса. В связи с этим перед ними часто встает вопрос, как быстро и с минимальными инвестициями расширить сеть мини-офисов, чтобы быть ближе к своим клиентам и предлагать им современные банковские услуги. Как правило, данные компании используют два наших решения: Blackberry, чтобы иметь доступ к корпоративной почте и к корпоративным ресурсам, где бы не находился сотрудник, и наши конвергентные решения, чтобы осуществлять вызовы по внутренней короткой нумерации между офисом обслуживания и центром принятия решений в центральным офисе.

Также наиболее заинтересованы в организации мобильных рабочих мест страховые компании, компании с большим количеством объектов, в которых отсутствуют проводные сети связи, представители торговли.

Приведу один из примеров по мобилизации представителей торговли. Торговые представители используют карманные компьютеры c установленным программным обеспечением, предназначенным для сбора заказов клиентов и их передачи на склад через мобильный интернет. В своем КПК/смартфоне торговый представитель имеет всю необходимую для работы информацию: клиентскую базу, прайс-листы, остатки товаров. В течение рабочего дня торговый представитель передает заказы клиентов и обновляет данные через серверную часть системы и получает актуальную информацию об остатках товаров на складе. Когда торговый представитель приезжает к клиенту, то заказ у него составляется не вслепую, а с учетом фактического наличия товаров на складе. Заказ передается в складскую систему, где автоматически формируются все необходимые документы (накладные) и оператор учитывает их в складской системе. Благодаря такой мобильной работе ко времени возвращения торгового представителя в компанию его заказы уже обработаны.

М2М-решения в том или ином виде охватывают практически все основные сегменты и отрасли. Все больше компаний используют сим-карты в оборудовании, начиная от датчиков на трубопроводах, заканчивая платежными терминалами и системами безопасности. С точки зрения обеспечения мобильности, на первый план выходят М2М-решения по мониторингу подвижных объектов, которые помогают решить самые разнообразные бизнес-задачи и оптимизировать расходы. В этом свете М2М-решения также используются практически всеми сегментами, так как их могут использовать не только классические представители транспортного сегмента (логистика и грузоперевозки), но и любая компания, у которой есть корпоративный автопарк.

Так, например, одна из сетей кафетериев в Москве благодаря системе мониторинга транспорта решила сразу несколько задач. Одной из проблем, с которой столкнулась компания, были задержки с доставкой продуктов в кафетерии. Каждая машина по плану должна была объезжать 4-5 объектов, но по факту на третий или четвертый объекты машины приходили с большим опозданием. На последний объект машины приезжали настолько поздно, что продукты были либо уже испорчены, либо они уже были не нужны, другими словами прямые потери и недополученная прибыль. Попытки найти «слабое звено» ничего не дали, т.к. водители утверждали, что приезжают вовремя, но груз у них не принимают по часу, а управляющие кафе утверждали, что груз принимается по регламенту, т.е. не более 15 минут, а водители попросту опаздывают. После установки на машины системы мониторинга регламент стал соблюдаться, удалось оптимизировать маршруты – оказалось, что машины могут объехать на 2 объекта больше, что позволило продать часть автопарка.

CNews: Какую долю в вашей выручке В2В формирует это направление? Какова его динамика?

Евгения Григорьева: В совокупности проникновение этих услуг в нашу базу сейчас составляет не более 7%, но динамика роста хорошая. Например, абонентская база корпоративных пользователей услуги мобильный VPN за последний год выросла в 1,8 раза. По состоянию на 1-ое полугодие 2011 года, годовой рост базы корпоративных пользователей Blackberry с 2010 года превысил 105%.

CNews: Насколько высоко "мобилизованы" сами сотрудники "Билайн"?

Евгения Григорьева: Мобильный телефон есть у каждого сотрудника в компании. Многие сотрудники, которым необходимо часто ездить в командировки или перемещаться по офисам, обеспечены ноутбуками и USB-модемами, чтобы иметь доступ к интернету и всегда быть на связи. Не припомню ситуации, чтобы я не смогла дозвониться до кого-то из своих коллег. В офисе часто звонят коллегам с рабочего места и многие короткие номера уже помнят наизусть. Поэтому нашими сотрудниками активно используются возможность звонить на короткие внутренние офисные номера напрямую с мобильного телефона (услуга "Единая сеть офисных и мобильных"). Просто набираешь звездочку и короткий номер, например *16257 - и попадаешь на нужного человека.

Нам доступна возможность оперативно решать рабочие вопросы не только в офисе, но и по дороге на встречу в другом конце столицы и даже находясь в командировке Калининграде или Хабаровске, ведь услуга работает на всей территории сети "Билайн" в России.

Кроме того, услуга обладает функционалом управления вызовами - например, если сотрудник забыл телефон (или его украли по дороге на работу), он может самостоятельно перенаправить вызовы с мобильного на свой офисный номер через интернет-страницу управления услугой.

А про мобильный интернет и вовсе нет слов. Мобильная почта и Blackberry уже являются неотъемлемой частью работы. Наиболее мобильны наши сотрудники отдела продаж, каждому из них выдается смартфон Blackberry. Сотрудник может прямо со смартфона BlackBerry зайти на свой рабочий компьютер, на диск "C" или в папку "Мои документы", открыть, откорректировать и отправить нужный файл.

На данный момент "Билайн" является самой крупной компанией в России по количеству корпоративных пользователей Blackberry. A проникновение мобильного интернета в компании составляет более 50%. Мы понимаем, что эффективность коммуникаций положительно влияет на эффективность бизнеса в целом.

CNews: Каковы ваши планы развития в направлении мобилизации бизнеса - на ближайший период?

Евгения Григорьева: Большие перспективы мобилизации бизнеса связаны с совершенствованием каналов передачи данных. Широкое распространение видеоконференций, удаленного видеонаблюдения и т.д. существенно улучшит качество работы, выведет ее на новый уровень. Касательно рынка М2М год от года: с 2011 до 2015 (включительно) выручка в этом сегменте будет расти в среднем на 60% в год. Конвергентные решение будут и дальше развиваться и позволят сотрудникам компаний получать различные сервисы вне зависимости от типа используемых технологий.